Технология машиностроения - "Мы знаем каждую деталь!"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



V. I. P.

Сообщений 1 страница 30 из 32

1

Конечно же это Very Important Persons, связанные с технологией машиностроения. Претендентов на премьерный пост было предостаточно. Можно назвать огромное количество великих личностей, чья деятельность и чьи изобретения изменили ход истории техники и технологии (тема, в принципе, перспективная). Но начать решил все-таки с него, так как имя этого человека не так широко известно  и к тому же незаслуженно  замалчивается даже в специальной  литературе. Вот вам всего лишь несколько фактов о нём:

Своё великое изобретение он сделал в 33 года и с первой попытки его заявка на изобретение не прошла

Своё гениальное изобретение он создавал в домашних условиях, используя при этом швейную машинку жены.

Технология получения его изобретения в тот период до сих пор представляет собой тайну, так как размеры с которыми он работал имели отклонения в нанометрах

Явление, лежащие в основе принципа действия его изобретения хотя и имеет на данный момент времени научное объяснение, но звучит оно не очень убедительно.

Его изобретение изменило всё промышленное производство и считалось одним из основных компонентов массового производства техники в ХХ веке.

Сам он как-то в письме написал не без некоторой гордости :" Мои <изобретение> стали для машиностроения подобно шрифтам для печатной промышленности"

Генри Лилэнд говорил: «Есть только два человека, перед которыми я снимаю шляпу. Одним из них является президент Соединенных Штатов, второй – это <V.I.P.>)"
Henry Leland, американский инженер, изобретатель и промышленник, основатель автомобильных компаний Cadillac и Lincoln.

Он, кажется, был единственным человеком наряду с сыном Эдселем, которому разрешалось входить в офис Генри Форда без стука.
Henry Ford, американский промышленник, конструктор автомобилей, основатель корпорации «Форд Мотор».

Американская печать утверждала, что его изобретение помогло выиграть первую мировую войну. И хотя сказано это было с некоторым преувеличением, бесспорно можно признать, что это изобретение точно способствовало в самой высокой степени подъёму военного потенциала союзников.

Первый раз он попал в США в 16-летнем возрасте, а спустя 35 лет американцы провозгласили его «Шведским Эдисоном» и «Самым точным человеком в мире».

Сами шведы так и не удосужились увековечить его персону памятником, а великую золотую медаль Королевской шведской академии инженерных наук (Royal Swedish Academy of Engineering Sciences) из рук крон-принца получала уже его вдова

+1

2

Вот это ИНТРИГА!!!
Что-же дальше?
http://uploads.ru/t/W/7/q/W7q4n.png

0

3

Что же он изобрёл? Учитывая изложенные факты, рискну предположить, что это что-то вроде калибров.

0

4

Чтобы ещё больше закрутить интригу, предлагаю фото вот этого памятника несколько обнаженной и эксцентричной  натуры. Появление этой скульптуры здесь, конечно, говорит о её непосредственном отношении к нашему герою (но при этом весьма специфичном). Хотя название  этой скульптурной композиции практически на 100% относится к вышеуказанному изобретению в настоящий момент к автору изобретения скульптура не имеет никакого отношения (вот как-то так закрутил :question: )
http://img-fotki.yandex.ru/get/33/26873116.2/0_71d65_560712cb_XL.jpg

+1

5

Совсем запутал...

0

6

Дополнение к информации

Карл Миллес (швед. Carl Emil Wilhelm Milles; настоящая фамилия Андерссон; 23 июня 1875, Книвста — 19 сентября 1955, Стокгольм) — шведский скульптор, знаменитый в большей мере своими фонтанами.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/16/Milles_Pegasus_2008.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b7/Gud_Fader_3a.jpg

0

7

Есть такая буква! (И снова швед!) Теперь главное не отойти от темы -  :offtop:

+1

8

Carl Edvard Johansson
(part І)
http://img-fotki.yandex.ru/get/58191/26873116.3/0_730cb_230d00fd_L.jpg
Карл Эдвард Йоханссон родился 15 марта 1864 года ( Frotuna, Swedеn), умер 30 сентября 1943 года (Eskilstuna,  Swedеn), шведский инженер-механик,  работал над проблемой точности измерений ... разработал набор стандартных мер разных размеров, которые можно объединять в комбинации практически любых размеров..  (энциклопедия Britannica, год издания 2012).

Инженерные задатки проявились уже в детстве, когда в тринадцатилетнем возрасте он сконструировал паровую машину и попытался оснастить  приводом «безлошадную» повозку. Когда ему исполнилось 16 он вслед за старшим братом Арвидом отправился в Америку (это было его первое пресечение океана, к концу жизни этих путешествий наберется 22). Они работали на различных заводах, а Карл ещё и набирался знаний: изучал математику и технологию в Gustavus Adolphus College в  штате Миннесота.

В 1884 году он возвращается в Швецию и начинает обучение в технологической школе Эскильстуна (Eskilstuna). Через несколько лет, он начинает работать на оружейном заводе Carl Gustafs и вскоре получает должность начальника контрольной инспекции (контрольный мастер). В его задачу входило технический контроль операций механической обработки, а также контроль и поверка средств измерения,  используемых в производстве оружия. Таки образом, ему пришлось напрямую столкнуться с проблемой обеспечения точности измерения. Ведь оружейная промышленность была на тот момент единственной промышленностью, в которой действовали принципы массового производства  и в полной мере осуществлялись принципы взаимозаменяемости. Применяемые же измерительные инструменты были недостаточно точными и надежными.

И Йохансоном овладела идея создания универсальной  стандартной системы измерения с помощью не отдельных калибров, а посредством сборно-разборной системы отдельных плиток, выполненных с очень  высокой точностью. Окончательно идея оформилась после посещения Йоханссоном немецкого оружейного завода Mauser-Werke в  1894 году. Он был включен в состав инспекционного комитета и при посещении завода в Oberndorf и был её наиболее активным членом. Он увидел самые современные на тот момент станки, инструмент и технологию, но при этом система контроля оставалась громоздкой и дорогостоящей: тысячи калибров, разложенные по футлярчикам только убедили Йоханссона в правильности его идеи. Легенда гласит, что возвращаясь домой на поезде он заснул, а проснувшись он уже ясно представлял что и как надо делать.  И вскоре он принялся реализовывать свои планы. Работу взял на дом. Во-первых, на заводе на тот момент не было шлифовальных станков, точность которых бы удовлетворила Йохансона, во-вторых, чувствуя важность изобретения необходимо было позаботиться о сохранении know-how. Для обработки плиток ему пришлось изменить конструкцию швейной машинки жены, установив на неё шлифовальное чугунное колесо.
http://img-fotki.yandex.ru/get/29/26873116.3/0_730c6_fc084376_XXL.jpg

Подключил к работе и жену, которая занималась доводкой стальных блоков  днём, пока муж был на работе. Изготовить это было лишь половиной дела. Надо было ещё их измерить с очень высокой точностью. Для этого Йохансон создал измерительный прибор, конструкцию которого он держал в тайне. До сих пор достоверно неизвестно, как ему удалось проводить такие  точные измерения. Когда в 1907 группа ученых во главе  с профессором Американского Национального Бюро Стандартов (American National Bureau of Standards) Samuel W Stratton's  провели исследование точности блоков был сделан следующий вывод: размеры плиток имели отклонения 0,00005- 0,00010 миллиметра, а шероховатость  и отклонение от плоскостности их исполнительных поверхностей  находилась в диапазоне 0,000004- 0,0000008 миллиметра или выражаясь современным языком в пределах 4-8 нанометров. Подобное исследование в дальнейшем были проведены в Париже с подтверждением результатов. Такой точности можно было добиться в то время только у стеклянных поверхностей, но не в металлобработке, где такие результаты были  на грани фантастики. Необходимо также отметить что получить такую точность помогло сочетание нескольких факторов: достижения шведской металлургии, позволившей получить отменное качество стали, уникальная технология на тот момент механической и термической обработки плиток ну и, конечно, талант и мастерство самого Йоханссона. На фото один из первых комплектов плиток, изготовленных Йоханссоном в 1899 году.
Свои плитки Карл Эдвард Йоханссон  назвал Jo Blocks (сокращение от "Johansson gauge blocks"  - "Концевые меры Йоханссона"). Учитывая особенность произношения шведских имён имеем задолго до Прохоровского ё-мобиля средство измерения с ласкающим русский слух названием ё-блоки.

http://img-fotki.yandex.ru/get/29/26873116.3/0_730c9_668b1c3a_XXL.jpg

В дальнейшем ещё на протяжение нескольких лет know-how производства плиток являлось тайной для широкого производства. В Советском Союзе :flag:  производство концевых мер впервые было налажено на Тульском и Сестрорецком заводах только в начале 30-х гг. Их производство было сосредоточено на инструментальных заводах "Калибр" (Москва) и "Красный инструментальщик" (Киров).

...to be continued

+1

9

А! Я так и предполагал :) Но меня сбило с толку "Своё гениальное изобретение он создавал в домашних условиях, используя при этом швейную машинку жены." Никак не мог придумать, как швейная машинка может помочь в изготовлении плоскопараллельных концевых мер. По видимому, у меня несколько другие представления о скоростях шлифования.

0

10

Carl Edvard Johansson
(part ІІ)

Первыми покупателями Jo Blocks были шведские фирмы. Тем не менее для дальнейшего маркетингового продвижения необходимо была дополнительная реклама. В эти годы лучшей рекламы, чем показ изобретения на международных выставках не было. Тем удивительнее было отсутствие  Jo Blocks на большой Всемирной выставке в Париже в 1900 году, которая явилась кульминацией технической мысли на пороге столетий (таким образом, сведения в БСЭ об участии фирмы Йоханссона в этой выставке носили ошибочный характер: меры не демонстрировал , фирмы ещё не было). Неучастие Йоханссона в выставке такого масштаба объяснялось, скорее всего, отсутствием на тот момент патента на Jo Blocks.

Ещё в 1898 году Патентное бюро Швеции "завернула" заявку Йоханссона, не обнаружив  новизны в изобретении (метод сбора нескольких мер в одну был уже известен на тот момент). К тому же не смогли определиться что патентовать - метод изготовления мер или сами плитки.  Настойчивость Йоханссона была вознаграждена и 2 мая 1901 года был получен патент SE patent No. 17017  "Gauge Block Sets for Precision Measurement" ("Измерительные блоки. Наборы для прецизионных измерений".). Быстрее дела пошли с его заявкой и в Англии, где уже в августа 1902 года он смог получить патент. Наконец в январе 1904 года и на родине смогли ратифицировать патент на Jo Blocks. К 1906 году уже 28 шведских и 3 иностранные фирмы были покупателями плиток Йоханссона. Среди покупателей появились фирмы и компании со всего мира (Бразилия, Япония, США). К тому времени изобретение Йоханссона уже получило широкую известность.  Проводятся исследования, подтверждающие уникальную точность плиток. Его система измерения была успешно представлена на выставке в Париже 1903 года, где она получает серебренную медаль. Награду вручает и Техническое национальное общество  (Societe d'Encouragement pour l'Industrie Nationale).Он также награждается Medaille de Vermeil. Dr J A Brinell, главный инженер Swedish Ironmasters' Association (Ассоциации шведских производителей металлических изделий) , представил систему Йоханссона Королевской Академии наук Швеции в 1908, а сам Йоханссон, был награжден престижным шведской наградой.

Система Йоханссона была также представлена в 1909 году профессором J. Carpentier (Дж. Карпентиром)French Academie des Sciences (Французкой академией наук).  Таким образом изобретение получило дальнейшую международную огласку, так как  отчет Дж.Карпантера был напечатан в различных специализированных журналах и переведен на многие иностранные языки. Первым покупателем набора мер в США становится  Henry Leland (Генри Лилэнд), американский инженер, изобретатель и промышленник, основатель автомобильных компаний Cadillac и Lincoln. Плитки Йоханссона начали своё победоносное шествие по всему мира.  А в 1911 году Йоханссон смог организовать собственную компанию CE Johansson AB (которая в прошлом году отметила своё столетие).
http://img-fotki.yandex.ru/get/29/26873116.3/0_730c3_bd9ec993_XXL.jpg
Превосходные отношения Йоханссона со шведскими техническими отраслями промышленности были  очень важны в маркетинге Jo Blocks. Факт, что известные шведские фирмы, такие как AB Separator  (сегодня Tetra-Laval AB) и Машиностроительный завод Koping– известный своей быстрорежущей сталью и как компания, которая выпускала коробки передач для вновь учрежденной фирмы Volvo – купили плитки еще в начале XX века, и это стало важным фактором для успешных продаж Jo Blocks; последняя фирма особенно помогла продвижению мер на мировом рынке. Когда в 1919 году была основана Royal Swedish Academy of Engineering Sciences (Королевская шведская Академия Технических наук)(Ingenjorsvetenskapsakademien) Йоханссон сразу стал одним из её членов

Компания Йоханссона становится мировым поставщиком наборов мер. А надпись на её фабричной марке так и гласила: «Плитки Йоханссона — мировой стандарт!» Логотип компании иллюстрировал данный слоган. На нем была изображена скоба, составленная из плиток Йоханссона , с помощью которой измерялся диаметр земного шара.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6200/26873116.3/0_730be_100307f0_L.jpg
После приобретения наборов Йоханссона Министерство обороны США уже в 1915 году решает о введение системы Йоханссона в стандартах измерительной техники для ВСЕХ гражданских и военных компаний, участвующих в производстве вооружения. Отсюда и пошло утверждение , что плитки Йоханссона решили судьбу Первой мировой войны или по крайней мере способствовали значительному росту военного потенциала союзников.  Спустя 35 лет после своего первого посещения США в качестве неизвестного шведского эмигранта, он теперь становится известной персоной и провозглашается в американской прессе  "Шведским Эдисоном"  или  "Самый точный человек в мире". Использование Jo Blocks позволило добиться требуемой точности и принципа полной взаимозаменяемости не только внутри партии отдельных деталей, полученной с отдельной машины, но и в масштабе всего завода, затем в масштабе всей страны и, наконец, в международном масштабе, став (наряду с введенной в 70-х годах XIX века  метрической системой измерения)  по сути единой базой точных линейных измерений.
...to be continued

0

11

renc написал(а):

К тому же не смогли определиться что патентовать - метод получения или сами плитки.


О! Как это знакомо! Что патентовать СПОСОБ или ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ или УСТРОЙСТВО?
                              Что внедрять УСТРОЙСТВО, РЕКОМЕНДАЦИИ или МЕТОДИКУ?

0

12

renc написал(а):

Первым покупателем набора мер в США становится  Henry Leland, американский инженер, изобретатель и промышленник, основатель автомобильных компаний Cadillac и Lincoln.

А вот чем все закончилось - официальные каналы Cadillac и Lincoln  на YouTube

+1

13

Carl Edvard Johansson

(part ІІІ)

Однако широкая известность не всегда означает финансовый успех и компания Йоханссона, как в Швеции так  и в Соединенных Штатах, столкнулись с тяжелой послевоенной депрессией начала 1920-ых. В это время для спасения бизнеса Йоханссон начинает тесное сотрудничество с Генри Фордом. Американский филиал помог сохранить дело жизни Йоханссона. Henry Ford уже давно пользовался изобретением Йоханссона. А к лету 1923 переговоры Ford Motor Company и C.E. Johansson Inc. привели к покупке Фордом компании C.E. Johansson Inc .Теперь производство Jo-Block было размещено в  Детройте. При этом Генри Форд всегда понимал важность роли плиток Йоханссона   в осуществлении дальнейших усовершенствований поточного производства его нового автомобиля "Ford Model A" в условиях возросшей конкуренции. Возможно, больше чем на любой другой аспект  снижения себестоимости продукции (по отношению к Модели A), Ford возлагал надежды именно на повышение точности обработки.  И Генри Форд покупает не только компанию Йоханссона, но и технологию обработки концевых мер.
http://img-fotki.yandex.ru/get/31/26873116.3/0_73311_4d2b3625_XL.jpg
Собственная газета компании, “Ford News”, сообщил что двенадцать отделов C E Johansson’s стали одним из самых важных приобретений компании. При этом Henry Ford и C.E. Johansson  стали хорошими друзьями, и Йоханссон, кажется, был единственным человеком, наряду с сыном Генри Форда Эдселем, которому разрешалось входить в офис Генри Форда без стука. А в фойе Ford Motor Company стоял стеклянный шкаф, в котором находилась Британская энциклопедия, манометр и набор мер Йоханссона
http://img-fotki.yandex.ru/get/31/26873116.3/0_730bc_af6093a8_XL.jpg
Двенадцать лет совместной работы  не только повысили эффективность компании, но и помогли реализовать несколько стандартов и норм точности. Ведь только в 1933 году отношение между дюймом и миллиметром было наконец-то установлено на международном уровне (1 дюйм = 25,4 мм) и при строго определенной температуре (+20ºС).
http://img-fotki.yandex.ru/get/6100/26873116.3/0_730bb_e17d24b1_XL.jpg
Это стало возможным благодаря тому факту, что американская промышленность  начиная с 1923 года использовала размеры плиток исключительно в дюймах  и это потребовало официального признания соотношения между метрической и дюймовой системой.
http://img-fotki.yandex.ru/get/33/26873116.3/0_730b7_162f2d98_XL.jpg

(фото из американского журнала Boys'Life (июнь, 1935 г., стр. 21 к статье о Карле Э. Йоханссоне "In a  little swedish town industrial accuracy...")

В 1932 году  Йоханссон был награжден золотой медалью Общества шведских Инженеров в Соединенных Штатах (Svenska Ingeniorsforeningen in USA) . Летом 1936 года, Йоханссон, возвратился в Швецию в последний раз.
В 1940, он получает большую золотую медаль ASME (Американского общества инженеров-механиков), которую практически никогда не вручали неамериканцу.
http://img-fotki.yandex.ru/get/31/26873116.3/0_730c0_c1ce6823_L.jpg
А в 1943 он был посмертно награжден большой золотой медалью Королевской шведской Академии Технических наук (Ingeniorsvetenskapsakademien), которую получала уже его вдова .

http://img-fotki.yandex.ru/get/31/26873116.3/0_730ba_52d49c2e_XL.jpg
Ниже приведены рекламные проспекты компании AB CE Johanssons (высокоточные шарикоподшиники и велосипедные цепи)
http://img-fotki.yandex.ru/get/58191/26873116.3/0_730b9_f0bf66ba_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/6200/26873116.3/0_730b5_592fac3d_XXXL.jpg
...to be continued

+1

14

Carl Edvard Johansson

(part IV)

Имя Carl Edvard Johansson связано с загадками не только его уникальной технологии. Через семь лет после смерти Йоханссона, в городе Эскильстуна хотели установить памятник в его честь. Знаменитый шведский скульптор Carl Emil Wilhelm Milles (Карл Миллес) создал в присущей ему манере композицию под названием "The Hand of God" - "Рука Бога". Идея заключалась в том, чтобы показать Йоханссона творческим человеком, но в тоже время человеком, получившим, образно говоря, контроль (благодаря своему изобретению) над окружающим его миром.

И в это время в Швеции развернулась полемика вокруг того,   что Carl Edvard Johansson вовсе не являлся автором изобретения. Что был такой Hjalmar Ellström, работавший главным механиком на той же оружейной фабрике  в то же время, когда и Йоханссон. Именно он  немного раньше Йоханссона пытался решить проблему точных измерений с помощью стальных плиток, обработанных с  достаточным отклонением от плоскостности и имевших высокое качество поверхностного слоя, позволяющее образовывать блоки. Ну а Йоханссон всего лишь "позаимствовал" у него эту идею (кроме того, известно было и об опытах сэра Joseph Whitworth, который смог достичь подобной точности ещё в 1850-х годах).  Дебаты шли нешуточные и хотя заслуги Йоханссона не умоляли, "осадочек" остался и было решено, что скульптуру  в честь этого человека устанавливать не надо. Одним из защитников Йоханссона был его старый друг, Arther Spångberg, который заявил, что, действительно, концевые меры, из которых собирали блоки были на самом деле не новым  изобретением. Подобный метод использовали при измерениях и до Йоханссона, но именно плитки Йоханссона обладали важным свойством притираемости благодаря высокой точности формы и высокому качеству поверхности и что такой точности обработки до него никто не достигал. И вполне очевидно, что его изобретение изменило все промышленное производство в начале XX века. Конечно,  подобные идеи возникали и в других головах, но никто и никогда не ставил под сомнение,что именно Йоханссон до сих пор рассматривается как первый человек, который создал как технологию так и сам набор концевых мер.

Как бы там не было, памятник на родине не состоялся.  А "Рука Бога" теперь находится перед стенами Зала правосудия им. Франка Мерфи в Детройте и считается установленной в честь Франка Мерфи, мэра Детройта, Губернатора Мичигана и члена Верховного Суда Соединенных Штатов. Правда это уже клон шведского варианта, выполненный по заказу Профсоюза работников автомобильной промышленности США. А в специальной литературе, изданной во второй половине XX века имя Йоханссона старательно замалчивается (например, в V томе энциклопедии "Машиностроение", изданной всего через четыре года после смерти Йоханссона в главе "Плоскопараллельные концевые меры длины" нет уже ни слова  об авторе изобретения). Может они что-то ещё знают?

+1

15

Здесь сразу без загадок и вопросов. Кто как ни немцы со своей педантичностью, точностью и аккуратностью должны были стоять у истоков системы допусков и посадок. И его можно назвать одним из создателей этой системы. В целом область деятельности этого человека широчайшая. Это и точность металлорежущих станков, и проблемы качества поверхности, и исследования в области абразивной обработки, и упомянутые исследования в области нормирования точности.  Доминирующей темой в его работах со временем стал научный подход в области организации и управления (менеджмента) производством. Его, наряду с Тейлором, считают автором и основателем новой инженерной дисциплины, связанной с научной теорией организации машиностроительного производства. А изучение психологических факторов в этой сфере деятельности человека по сути, позволяют говорить о нем как об авторе психоанализа в производственных процессах. Причастен он и к зарождению такой науки как биомедицинская инженерия. Его исследования, выводы и утверждения и сегодня удивляют современников своей актуальностью и перспективностью. Несомненно, что этот человек относится к величайшим инженерам XX века

Georg Schlesinger
(part I)
http://img-fotki.yandex.ru/get/6200/26873116.3/0_73806_5ac21416_L.jpg

Георг Шлезингер родился  в Берлине 17 января 1874 года в еврейской семье. После окончания школы, он  один год проходил обучение в механическом цехе, а в 1892 году  поступает в Высшую техническую школу ШарлоттенбургаTechnische Hochschule Charlottenburg (сегодня -  Technische Universität Berlin Берлинский технический университет), где он изучает технологию машиностроения. В 1897 году он получает квалификацию инженера-механика, защитив работу «Контроль зубчатых передач в паровых двигателях». Шлезингер начал работать в качестве инженера-конструктора на машиностроительном предприятии Ludwig Loewe & Co AG  уже с  марта 1897. А в 1902 году он уже занимает должность начальника конструкторского бюро в Loewe.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6113/33511288.0/0_8177e_e4360702_XL.jpg
Особое внимание Шлезингер обращает на средства измерения предприятия. Он систематизирует применение  предельных калибров и на основе этой системы начинает создавать классификацию допусков и посадок. А в 1904 году  он уже получает докторскую степень в Техническом университете  за работу «Система посадок в машиностроении». Его работа, связанная со стандартизацией полей допусков и посадок получает мировую известность. Шлезингер первый устанавливает параболическую зависимость допуска от размера R=A*d^1/3. Позже в нeмецкой системе допусков DIN была принята формула допуска с единицей допуска, предложенная именно Шлезингером i=0,0005*d^1/3.

В том же году он получает должность профессора на вновь созданной кафедре Machine tool design and factory management (Проектирование станков и управление производством)  в Technische Hochschule Charlottenburg. В 1906-1907 годах он разрабатывает нормы по  испытанию и проверке геометрической точности станков, которые стали стандартом для аналогичных институтов по всей Германии. Именно Шлезингер предложил систему проверок для определения точности изготовления станков, основанную на предположении что геометрические погрешности являются систематическими и постоянными. В результате чего они полностью переносятся на обработанную поверхность. Эта система позволила не проводить анализ результирующей погрешности на детали, а заменить проверку детали соответствующей проверкой станка. В это же время публикуются исследования Шлезингера в области абразивной обработки. В работе впервые определяются условия безопасной работы на повышенных режимах при шлифовании при окружной скорости круга 35 м/с. Поводом для проведения этих исследований явилось стремление машиностроительных предприятий пересмотреть ограничение скорости шлифования в 20 ... 25 м/с, установленные на тот момент действующими нормами. Следует отметить, что в начале ХХ века в Германии были сформированы сильные научные коллективы инженеров и исследователей, благодаря которым в эти годы  интенсивно развивалось наука о резании металлов. Представители немецкой школы резания занимались определением наивыгоднейших режимов обработки на основе экспериментальных исследований сил резания и других показателей. И одним из ярких представителей этой школы стал Георг Шлезингер.

В 1914 году сразу несколько компаний разработали, опираясь на теоретические сведения Шлезингера, системы допусков и посадок для собственных целей.  Во время Первой мировой войны сам Шлезингер был директором Royal Gun Factory (Королевского завода вооружений )  в  Spandau (Шпандау). Он ответственный за организацию производства,  а именно за инвестиции, планирование и ввод в эксплуатацию работ нового вооружения. При этом он играет ведущую роль  в  испытательном центре протезирования. В центре разрабатываются новые протезы для реабилитации раненых солдат. Шлезингера можно назвать  пионером в области биомедицинской инженерии. В 1917 году в Германии учредили полис по нормализации промышленности путем создания стандартов на допуски и посадкии унификации резьб и ведущая роль в этом вопросе принадлежала Шлезингеру, который становится одним из ведущих членов  вновь созданного  Комитета по стандартизации немецкой промышленности (NADI).

После Первой мировой войны отдел Шлезингера приступил к новой работе в области научного менеджмента заводов и рационализации производственных технологий. В 1924 году он отправился в США с целью изучения передового опыта в машиностроении и  инструмента, процветавшей в те годы автомобильной промышленности. В своих многочисленных лекциях и публикациях он постоянно обращал внимание на передовые процессы американского машиностроения, где он участвовал как консультант. В 1918 году Шлезингер основал рабочую группу, которая занималась изучением промышленной психологии и научной организацией труда. В дальнейшем на её базе  в 1922 году был создан самостоятельный институт . Областью их  исследований было использование знаний, полученных посредством экспериментальной психологии с целью оптимизации производственного процесса. В 1926 году создается Международная федерация ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), которая обобщила передовой опыт систем разных стран.

Интересы исследовательской деятельности Шлезингера,  как уже было сказано,   были достаточно широкие: от проектирования  станков и до исследования роли человеческого труда в процессе производства и организации труда (наиболее подходящее название для его кафедры было бы «Технология и организация машиностроительного производства» :rolleyes: ). Он консультировал многие компании по организации нового производства и по реструктуризации существующей системы производства. Шлезингера можно также назвать (выражаясь современным языком)  промоутером такого важного течения в Веймарской республике как "Рационализация" (общий термин, характеризующий экономику и организацию производства, общество и культуру того времени в Германии), позволившего уже в 30-х годах Германии почувствовать себя  Великой. Рационализация с точки зрения экономики означала подчинение экономического процесса соображениям разумности, целесообразности и была направлена  на облегчение труда за счет внедрения технических средств, сокращение рабочего времени, компенсацию недостатка в рабочей силе, подъем конкурентоспособности, повышение продуктивности, повышение экономичности и т.д.

+1

16

Georg Schlesinger
(part II)

Шлезингер считал, что стандартизация (унификация) является важной отраслью рационализации. Под стандартизацией понимается хорошо продуманная унификация размеров, применяемых технических материалов и т.д. В конечном счете она ведет к повышению эффективности производства, к экономному и рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов. Благодаря стандартизации становится возможным крупносерийное производство, облегчается заменяемость одного изделия другим, упрощается складирование и многое другое. Начиная с 1919 года система допусков и посадок, а также предельные калибры DIN постоянно внедрялись на немецких заводах. Исходными условиями при создании системы допусков и посадок служили: установление единой температуры измерения, установление нулевой линии, создание единой системы отверстия и вала, установление степени точности посадки, установление шкалы предпочтительных размеров. В 20-е годы в промышленно развитых странах были подготовлены свои единые системы допусков и посадок. При этом Италия, Австрия и Голландия приняли за основу систему по немецкому стандарту DIN, а в США, Англии и Швейцарии были разработаны свои системы. Переименованный в 1926 году в Немецкий комитет по стандартизации DNA, с участием Шлезингера проводит унификацию: для каждой стандартизированной детали создаётся особый перечень норм, содержащий всю информацию о стандартизированном предмете. Нормы обозначаются соответствующим знаком DNА (с 1975 года уже привычное DIN). Само же понятие "рационализация" было введено американцем Тэйлором. Важной частью программы Тэйлора являлось правильное определение затрат времени на определенный производственный процесс. В Германии в 1924 году даже  был основан рейхскомитет по определению рабочего времени (REFA).

30-е годы ознаменовались появлением нового класса инструментальных материалов - твёрдых сплавов. Твёрдые сплавы были известны ещё в начале века, но они обладали повышенной хрупкостью. Качественный рывок в резании материалов совершили твердые сплавы на основе карбида вольфрама  и кобальта, запатентованные в 1922-1923 гг. сотрудниками  Osram GmbH Карлом Шрётером (Karl  Schroter) и Генрихом Баумхауером (Henrich Baumhauer). А уже в 1926 году немецкий концерн Fredrich Krupp AG, начал промышленный выпуск твёрдых сплавов под торговой маркой  Widia (WIе DIAmant - сокращение от немецкого сочетания слов " как алмаз"). Занялся изучением работоспособности  твёрдого сплава и Шлезингер. Под его руководством в Берлинской высшей технической школе проводятся исследования сплава Widia. Устанавливается, что резцы оснащенные твердым сплавом позволяют повысить скорость резания стали в 2...2,5 раза, а чугуна в 6...6,5 раза по сравнению с быстрорежущей сталью.

Когда в 1933 году в Германии нацисты пришли к власти , Шлезингер вынужден был отказаться от профессорской должности  из-за своего  происхождения. В апреле того же года, по необоснованным обвинениям в шпионаже он был арестован и содержался под стражей в течение семи месяцев. В марте 1934 он эмигрировал в Швейцарию, где он работал в качестве приглашенного лектора в Eidgenössische Technische Hochschule (Швейцарский федеральный технологический институт) в Цюрихе. В ноябре 1934 г. он переехал в Брюссель, где он работал в качестве промышленного консультанта и преподавателя в Университете Libre. В 1939 году Шлезингер эмигрировал в Великобританию. Там он создал научно-исследовательскую лабораторию по технологии машиностроения в Loughborough (Лафборо), в которой  он оставался директором до 1944 года. В этот период Шлезингер ведёт исследование параметров качества поверхности и методов её измерения.  Выходит его труд , основой которого явился отчет о выполненной под его руководством исследовательской работы в Институте производственных инженеров в Англии. В нем рассмотрены вопросы оценки качества поверхности, методы и средства контроля шероховатости, вопросы ее стандартизации.
       Утром в день своей смерти, 6 октября 1949 года, он закончил рукопись своей последней работе «Измерение качества поверхности"....

       В 1979 году к 75 летию института станкостроения и машиностроения в Техническом университете Берлина (основателем которого и являлся Георг Шлезингер) была учреждена Премия Георга Шлезингера . Она вручается за выдающиеся достижения в технологии производства, которые имеют помимо  научно-технического содержания ещё социальную или гуманитарную направленность.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6203/26873116.3/0_73ca1_1cb04682_M.jpg
Лауреаты премии Шлезингера с 1980 по 2007 год
Dr. M. Eugene Merchant (USA, 1980), Professor Gotthold Pahlitzsch (1983), Professor Jacques Peters (Belgien, 1986), Professor Janez Peklenik (Jugoslawien, 1988), Professor Toshio Sata (Japan, 1991), Professor Kurt Lange (1994), Professor Milton C. Shaw (USA) and Professor Hideaki Kudo (Japan),  Professor Günter Spur (2000),Professor Hans Kurt Tönshoff and Professor Manfred Weck (2003), Professor Patrick A. McKeown (2006)
http://img-fotki.yandex.ru/get/5901/26873116.4/0_73ca2_183048a4_XL.jpg

В 1999 году к 50-летию годовщины смерти Шлизенгера в Техническом университете Берлина почтили честь это великого инженера-механика современности, проведя памятные слушания, президент TU Берлина Hans Jürgen Ewers (Ханс Юрген Эверс) открыл памятную мемориальную доску в честь одного из известных профессоров университета.
http://img-fotki.yandex.ru/get/5901/26873116.4/0_73e38_9ed38574_XXL.jpg

+1

17

Georg Schlesinger
(part III)

    Особую роль Шлезингер сыграл и в жизни нашей бывшей страны, в которой он оказался в конце 1920-х годов. Что это было за время? Чуть больше 10 лет прошло после Октябрьской революции. Позади 1-я мировая и Гражданская войны, голод и разруха. Большая часть высококвалифицированных инженерных кадров эмигрировало. Рабоче-крестьянское население молодой страны в основной своей массе безграмотно. В арсенале руководства страны только энтузиазм и люди. Машиностроения как отрасли фактически не существует  за исключением нескольких крупных заводов со сравнительно отсталой техникой. Станки, автомобили, тракторы и комплектующие к ним закупаются исключительно за рубежом.

В 1928 г. на ноябрьском пленуме ЦК ВКП(б) И.В. Сталин обращает внимание  на отсталость нашей промышленной техники.
«...Наряду с немногочисленными крупными промышленными единицами, более или менее базирующимися на новой технике, мы имеем сотни и тысячи фабрик и заводов, техника которых не выдерживает никакой критики с точки зрения современных достижений...».
Для качественного рывка необходимы были революционные методы, позволившие бы создать новую промышленность и в первую очередь её основу: станкостроение и инструментальную промышленность. Но для таких изменений не хватает ни специалистов, ни знаний. Так попытка наладить серийный выпуск токарных станков на одном из  предприятий станкостроения  «Красный Пролетарий» раз за разом оканчивались неудачей. Старые рабочие предпочитают работать не с техническими требованиями чертежа, а пригонять детали по месту, по сути, игнорируя принципы взаимозаменяемости. Руководство страны, понимая важность проблемы, направляет  инженерные кадры за границу и приглашать ведущих специалистов из-за рубежа.

Так на «Красном пролетарии» в 1929 году оказывается Георг Шлезингер - к тому времени уже знаменитый своими работами по организации машиностроительного производства во всем мире, а также известный  как один из авторов немецкого стандарта "Система допусков и посадок" (на основе которого впоследствии будет разработана международная система  допусков и посадок). Директор «Красного Пролетария» похвастался ему, какие золотые руки у его рабочих, способные достигать необходимую точность. На что Шлезингер только покачал головой, сказав при этом «Машины вы делаете хорошие, но серийного производства у вас не получится». Заводское чертежное хозяйство привело его в полное недоумение: чертежи были испещрены значками, понятными только узкому кругу изготовителей машины. Во многих местах была сделана надпись «Сделать по месту». И хотя конструкторы улучшали модели прежних станков было очевидно, что без коренной перестройки технологии и изменения принципов конструирования освоить серийный выпуск современных конструкций не удаться. И  консультации в этом вопросе одного из создателей системы контроля Георга Шлезингера оказались бесценны. (А надо сказать, что помимо консультаций Шлезингер привез в СССР измерительные калибры и меры, которые ещё не были достаточно распространены здесь). Всё это к тому  же  ускорило появление отечественной системы допусков и посадок и уже в 1929 году был утвержден первый ОСТ (общегосударственный стандарт) в этой сфере (работы над которым велись ещё с 1924-1925 годов под руководством проф. А.Д. Гатцука)

Что было потом? А потом был создан и запущен в серийное производство ДИП200 – основной станок металлообрабатывающего производства страны в 1930-е годы. А дальше  был невиданный до этих пор экономический подъём в отдельно взятой стране. Итак оцените сами, какие предприятия были запущены  всего лишь за 4 года (1930-1933 годы):

1 мая   1932 г.  - Днепрогэс
(одна из самых мощных в мире гидростанций)

1 июня 1933 г. - Челябинский  тракторный
(На заводе установлен самый большой на тот момент в мире конвейер)

16 июля 1930 г - Сталинградский тракторный
(Проектная мощность завода — 40 тые. тракторов в год)

15 июля 1933 г. - Уральский завод тяжелого машиностроения
(Уралмаш—один из лучших мировых заводов тяжелого машиностроения)

май 1933 г. - Новокраматорский машиностроительный
(Механические цехи превосходят своей мощностью любой из заводов тяжелого, машиностроения в мире)

апрель 1933 г. - „Электросталь"
(Новый гигант выпускает высококачественную инструментальную сталь)

март 1932 г - „Шарикоподшипник"
(Проектная мощность—21 млн. подшипников в год)

27 ноября 1933 г.  - Луганский паровозостроительный  :flag:
(По мощности— первый в Европе и второй в мире)

январь 1933 г. – «Ростсельмаш»
(Выпускает тракторные плуги, бороны, культиваторы, сеялки, комбайны, зерноуборочные машины)

10 мая 1933 г.  - Московский велозавод
(Ни  одно европейское велосипедное предприятие, в том числе и знаменитая фирма „БСА", не имело  такого совершенного оборудования, как на московском велозаводе)

1 января 1932 г.  - Горьковский автозавод
(Проектная мощность превышает фактическую производительность всех автозаводов Англии и в два раза превышает выпуск автомобилей в Германии)

1 октября 1931 г. - Харьковский тракторный
(Проектная мощность завода—40 тыс. колесных тракторов в год. Помимо этого ХТЗ выпускает моторы для комбайнов)

Помимо этого Сталиногорский и Березниновокий химкомбинаты.
А также металлургические гиганты
:

Магнитогорский  металлургический  комбинат
Новокузнецкий металлургичесний комбинат
Металлургический комбинат Азовсталь
Металлургический комбинат Запорожсталь

Первая пятилетка с её лозунгом "Догнать и перегнать" превратила СССР из аграрной страны  в индустриальную. Машиностроение страны становится передовым в мире. Газета «Файненшл таймс» (Англия), 1932 г. «Успехи, достигнутые в машиностроительной промышленности, не подлежат никаким сомнениям...СССР в настоящее время производит все оборудование, необходимое для своей металлургической и электрической промышленности. Он сумел создать свою собственную автомобильную промышленность. Он создал производство орудий и инструментов, которые охватывают всю гамму от самых маленьких инструментов большой точности и вплоть до наиболее тяжелых прессов"
Впечатляет?! И в этом процессе Георг Шлезингер сыграл свою важную роль!

А основатели советской школы технологии машиностроения учились по таким его книгам:
Шлезингер Г. Проверка металлообрабатывающих станков на точность, М. 1929.
Шлезингер Г. Руководство для испытания станков по металлу, Гостехиздат, 1929.
Шлезингер Г. Металлорежущие станки: в 2 ч.: атлас: учеб. пособие для машиностр. втузов / Г. Шлезингер проф. доктор-инж. ; пер. с нем. под ред. проф. Н. С. Ачеркана и проф. Б. Л. Богуславского. - Л. ; М. Машгиз : НКМ СССР, 1938.
Шлезингер Г. Качество поверхности. М.: Машгиз, 1947. - 284 с.

+1

18

И опять для начала только несколько фактов:

Был восьмым ребенком в семье

Его отец - доктор медицины, родом из Саксонии

С восьми лет учился играть на скрипке. В последующем музицирование на этом инструменте стало его серьёзным увлечением.

Работал на одном из лучших машиностроительных заводов России

Его дочь была одной из ведущих драматических актрис России. В споре за её расположение произошла дуэль между молодыми людьми. Один из дуэлянтов в последствии стал одним из главных руководителей Белой армии, второй - выдающимся советским академиком-машиностроителем

Сконструированный им ротационный двигатель был удостоен медали на Всемирной выставке

Часто проводил время летнего отдыха в живописных местах под Святогорском

+2

19

ТИМЕ Иван Августович (1838, Златоуст - 1920, Петроград) - выдающийся деятель отечественной горной науки, один из основоположников русской школы машиностроителей, создатель горнозаводской механики, профессор (с 1870). Сын А. И. Тиме и брат Г. А. Тиме. Восьмой ребенок многодетной семьи доктора медицины, Т. в Златоусте учился музыке, любил игру на скрипке. В 1851 г. поступил во второй класс Института корпуса горных инженеров, по окончании которого работал на золотых приисках Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Англии. В 1866 г. строил Лисичанский металлургический завод в Донбассе. Выполняя поручения Горного департамента, изучал вопрос об использовании водной энергии в русской горной промышленности Урала и Олонецкого края, в 1898 г. обследовал водопады Кивач, Порт-Порог, Гирвас, Сунский в Карелии. Опубликовал более 600 научных трудов, оставивших глубокий след в отечественной науке и технике. Основоположник горнозаводской механики как науки. Т. разработал ее курсы, а также курсы гидравлики, паровых машин и котлов, признанные в свое время классическими. Установил приоритет России в создании теории резания металлов. Самые известные его книги: "Горнозаводская механика" (1879), "Практический курс паровых машин" в 2 томах (1886 - 1887), "Курс гидравлики" в 2 томах (1892 - 1894). Его дочь Е. И. Тиме - народная артистка СССР.

+2

20

SergStar написал(а):

Лисичанский металлургический завод


«Лисичанская школа дает именно тот класс практических деятелей, каких вообще мало выпускают наши учебные заведения», - писал Д.И.Менделеев, посетивший школу в 1888 году.

Некоторое оживление деятельности рудника было обусловлено строительством в 1866-1869 гг. Лисичанского чугуноплавильного завода, который располагался в районе нынешней железнодорожной станции «Лисичанск». Завод состояли зи доменной печи, стосильной воздуходувной машины с пятью котлами, фабрики огнеупорного кирпича и каменноугольного рудника с двумя шахтами. Доменная печь пущена в действие 1 мая 1870 года. на заводе выплавлено 58072 пуда чугуна. Главным строителем и первым начальником доменной печи Лисичанского завода был горный инженер И.И.Зеленцов, которого отечественные специалисты считали первым доменщиком Донбасса, получившим качественный чугун на местном коксе из бедных гнездовых руд.

Все машины и механизмы, необходимые заводу, были спроектированы профессором И.А.Тиме, который жил и трудился в Лисичанске в течение 3-х лет.

Взято ЗДЕСЬ!

+1

21

Иван Августович Тиме

(part І)

http://img-fotki.yandex.ru/get/5626/26873116.a/0_91a70_9450bc19_L.jpg

     Тиме Иван Августович (11.07.1838, Златоуст - 05.11.1920, Петроград), горный инженер, ученый-механик, один из основателей науки о резании металлов, автор более 600 работ по горной механике, гидравлике, паровым машинам и др. Родился в семье врача, саксонского немца, осевшего в глубине России. Окончил Cанкт-Петербургский институт корпуса горных инженров. (1858). Работал на Екатеринбургской механической фабрике. Строил золотопромывальную фабрику в Березовском заводе и пудлингово-сварочную - в Нижнеисетском. Главный механик Уральских заводов и Екатеринбургского горного округа. В 1864-1867 гг. командирован за границу для изучения горного дела и горной механики. В 1867-1870 гг. занимался техническим оснащением строящегося на юге России Лисичанского завода. С 1870 г. и до конца жизни - профессор Санкт-Петербургского горного института. В 1873 г. на Венской всемирной промышленной выставке получил диплом за модель сконструированной им турбины. С 1873 г. по 1917 г. - член Горного ученого комитета.

    Подробности биографии выдающегося ученого в области горного дела, основоположника горнозаводской механики как науки, профессора Петербургского горного института и прояснения по некоторым из фактов, изложенных в анонсе смотрим здесь.

    Кстати, 24 июля - 175 лет со дня рождения Тиме!

+1

22

renc написал(а):

Иван Августович Тиме


Классный портрет...!

0

23

Иван Августович Тиме

(part ІІ)

     Во второй половине ХІХ века юг России становится центром развития промышленности страны. В это время здесь работали многие видные инженеры и учёные. Более 45 лет проблемами развития промышленности этого региона занимался и И.А. Тиме. В 1868 году он был направлен на Луганский завод для создания металлургического оборудования. Это было время , когда после Крымской войны (1853 –– 1856 гг.) сравнительно небольшими силами Луганского завода строились первые казенные чугуноплавильные заводы. Когда на первом металлургическом заводе Юга – Петровском (г. Енакиево) возникли трудности было принято решение перенести  опытные плавки в Лисичанск. Сюда направляются лучшие специалисты страны
     Средств для приобретения оборудования  за рубежом не было, и его должны были изготовить на Луганском заводе. Это важное дело поручили вернувшемуся из длительной заграничной командировки И. Тиме, который прибыл на завод уже весной 1868 года.  И хотя Тиме признавал, что место для строительства Лисичанского завода было выбрано ошибочным талантливый инженер принялся быстро и качественно разрабатывать проекты металлургического и горного оборудования.
    Необходимо отметить, что в конце 60-х годов Луганский завод был одним из лучших машиностроительный предприятий Россию, что способствовало успеху дела.

     В механической мастерской завода были установлены станки, позволяющие изготавливать сложные детали.  Литейный цех его был один из наиболее оснащенных и крупных в стране. В чертежной завода под руководством Тиме сумели выполнить чертежи узлов и механизмов машин.  Например, изготовленный по чертежам Тиме паровой молот оказался уникальным в своём роде. Подобные молоты в дальнейшем нашли широкое распространение в промышленности. Таким образом проект Ивана Тиме оказался значительным достижением молодого машиностроения страны.  (Ивану Тиме на то период было тридцать с небольшим) Позже Тиме в своей  книге «Основы машиностроения» описал именно цехи Луганского завода
Использованы материалы книги Юрия Темника "Столетнее горное гнездо"
http://img-fotki.yandex.ru/get/4119/26873116.a/0_91a71_649ed87e_L.jpg
Иван Августович Тиме, 1873 год

+1

24

Иван Августович Тиме

(part ІІІ)

     Общепризнано, что Иван Августович Тиме был одним из наиболее талантливых и ярких ученых-машиностроителей, рожденных эпохой. В его многочисленных трудах разработаны научные основы многих направлений техники, и прежде всего в области машиностроения, энергетики и горной механики. Им основаны инженерные школы, которые в значительной мере определили характер научно-технического прогресса России. Более 55 лет Иван Тиме не только проектировал и конструировал машины, но и используя отечественный и зарубежный опыт, создавал научные основы их разработки – фундамент инженерной мысли. Не будем здесь рассматривать роль Тиме при создании передовых технологий в области энергетики и горной механики. Попробуем  оценить его вклад при создании «Технологии машиностроения» как науки. Большого опыта конструирования и изготовления сложного оборудования в России не было. Тиме глубоко изучает зарубежный опыт – такая возможность предоставлена 26-летнему талантливому инженеру во время его длительной командировки в западноевропейские страны (1863 – 1866) и посещения Всемирной Парижской выставки в 1867 году. Он не только детально разобрался с работой и устройством ряда машин, но и смог оценить их достоинства и недостатки.

     Создание технологически сложных машин и оборудования требовало глубокого изучения происходящих при их работе физических и химических процессов, а полученные и обобщенные данные позволили разработать теоретические основы их проектирования. Глубокие знания позволили И.А. Тиме блестяще решать сложнейшие технические задачи во время работы на Луганском заводе. Создавая  сложное заводское оборудование, он находит оригинальные способы технологического решения проблем в изготовлении деталей, требующих высокой точности, применяет для их обработки новые процессы: шабрение плоских поверхностей, точение по калибрам и т.д. Кроме того, он решается исследовать физическую сущность процесса снятия слоя материала при механической обработке. В мастерских Луганского завода проводит опыты, а затем, обобщив их, разрабатывает теорию резания материалов, которая была изложена в изданной в 1870 году книге «Сопротивления металла и дерева резанию». Позднее были опубликованы работы, посвященные более специальным проблемам: «Мемуар о строгании металлов» (1877 год) (потрясающее название - renc), «Образование стружек при пластичных материалах» (1884 год). Труды Тиме заложили основы современной теории резания материалов.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6438/26873116.a/0_91a76_cdd1efb7_XL.jpg
Титульный лист книги "Сопротивление металлов и дерева резанью", С.-Пб, 1870 г.

     Профессор Тиме таким образом становится крупнейшим исследователем способов их рационального изготовления. Развитие машиностроения рождает технологию машиностроения как самостоятельную науку; и одним из её основоположников в России становится Иван Тиме. Тщательно изучив опыт работы машиностроительных заводов, он в трехтомном труде «Основы машиностроения» (1883 – 1885 гг.) детально рассмотрел весь комплекс вопросов по изготовлению машин: технологию и оборудование механообработки, литейное, кузнечное производство, их экономику и организацию.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/26873116.a/0_91a73_6859e302_XXL.jpg
Титульный лист книги "Основы машиностроения" С.-Пб, 1884 г.

     Это первый в стране труд по технологии и организации машиностроения долгое время был основным руководством при проектировании машиностроительных заводов

http://img-fotki.yandex.ru/get/5638/26873116.a/0_91a75_d450ffe_L.jpg
Иван Августович Тиме в кабинете

Использованы материалы книги Юрия Темника "Столетнее горное гнездо"

+1

25

Иван Августович Тиме

(part ІV)

    Работа "Сопротивление металлов и дерева резанью. Теория резанья и приложение её к машинам орудия " со временем была опубликована на французском (1877 г.) и  немецком (1892 г.) языках, а сам автор в декабре 1870 года на её основе защитил диссертацию на звание профессора Санкт-Петербургского горного института.
     Во вводной части этой работы Тиме даёт классификацию сопротивления материалов разрушению (сопротивление разрыву, сопротивление скалыванию, сопротивление скручиванию). По мнению Тиме остаётся неисследованным сопротивление материала резанию. Далее он пишет:
    «Желая хоть несколько прикрыть этот важный пробел в науке, я предлагаю благосклонному вниманию инженеров и техников мой настоящий труд с полным сознанием, что надлежащее решение подобного вопроса может выработаться только годами с помощью многочисленных опытов» (как вам этот стиль изложения научной работы!? - renc)
Тиме проводит подробный обзор опытов исследователей, занимающихся до него вопросами резания Кокала, Кларинваль, Жоссель, Вибе, отмечая ограниченность полученных ими результатов.
     В первой главе работы Тиме описан строгальный станок, на котором выполнялись исследования и приспособление для проведения опытов:
«Это весьма простое и дешевое приспособление позволяло производить снимание стружек так медленно, как было угодно, и останавливать ход машины в желаемый момент. Таким образом, при внимательном наблюдении можно было проследить операцию резания во всей подробности»

http://img-fotki.yandex.ru/get/6438/26873116.a/0_91a77_35a0cc8a_XXL.jpg
Чертёж строгального станка и приспособления для определения усилия резания:
Фиг. 15 - рычаг устройства; Фиг. 24 - процесс образования стружки

     Здесь же приведена методика проведения опытов и таблицы результатов исследования сопротивления резанию (силы резания) железа, стали, чугуна и бронзы для различных значений угла резания и сечения среза. В последующих главах  Тиме излагает  свой взгляд на теорию резания металлов. Сопротивление металлов резанию он рассматривает как сумму постепенных элементарных сопротивлению скалыванию.
Тиме впервые дал классификацию стружки (скалывания и надлома) и показал влияние свойств материала и условий резания на её форму. Он впервые ввёл в научный оборот понятие «усадка стружка». Усадка, по мнению Тиме, обусловлена относительным перемещением элементов при отделении стружки.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5638/26873116.a/0_921ad_b584db82_L.jpg
Схема стружкообразования по Тиме
Фиг. 23 a-c - этапы продвижения резца;  Фиг. 24 - последовательный процесс скалывания элементов 1,2,3....

      Тиме ввёл понятие «скорость резца» (сейчас – скорость резания) и отметил, что для каждого материала есть своё наивыгоднейшее значение скорости. Он указал на то, что скорость резца влияет на тепловые явления при резании.

      Процесс стружкообразования по Тиме происходит в результате вдавливания резца в металл под действием внешней силы Р. Если элементное строение стружки отмечал ещё ранее инженер морского завода француз Жозеф-Эмиль Жоссель, то на схеме Тиме уже показана основа для создания теории стружкообразования по плоскости скалывания. Именно после работ Тиме в научный оборот были введены основополагающие понятия процесса резания: усадка стружки, угол скалывания, плоскость скалывания, стружка скалывания, стружка надлома. Неважно, что эти понятия позднее уточнялись, изменялась терминология, вводились новые схемы. Работы Тиме послужили тем фундаментом, на котором началось построение основ науки о резании материалов.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5630/26873116.a/0_921ec_8627fac1_L.jpg
Направление действия сил при образовании стружки по Тиме

    В работе «Мемуары о строгании металлов» Тиме подвергает критике работу известного французского специалиста в области теории пластичности металлов Анри Эдуард Треска, в которой усадка стружка объяснялась не сдвигом, а пластическим течением и сжатием срезаемого слоя. В работе Тиме указывает, что главная причина усадки стружки относительное перемещение частиц, а не сжатие металла. Тиме, как и в 1870 году, утверждает, что в процессе резания образуется два вида стружки: скалывания при обработке стали и надлома при обработке хрупких материалов – чугуна, бронзы, цинка.

     В 1883 году в книге «Основы машиностроения» Тиме развивает свою теорию, делая вывод, что толщина  и ширина стружки оказывают различное влияние на усилие резания, а удельная работа резания уменьшается с увеличением  толщины стружки. Вопросы, затронутые Тиме получили дальнейшее развитие и уточнение в трудах исследователей из России, Германии, Англии и других стран с привлечением более совершенного математического аппарата и методик исследований.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4118/26873116.a/0_91a74_623be4aa_XL.jpg

     

      О большом значении работ Тиме говорит и тот факт, что на приведенные в них экспериментальные данные и выводы сразу же начали ссылаться его современники учёные-резальщики из разных стран, используя их в своих теоретических построениях. Работы Тиме оставались актуальными и с появлением в начале ХХ века результатов обширных исследований Тейлора, Николсона, Смита, Кордона, Фридриха и др. Выводы, сделанные Тиме ещё в 70-е годы ХІХ столетия дополняются, становятся объектами обсуждения и критики. Однако они остаются по прежнему востребованными. В 1939 году знаменитый Георг Шлезингер, лидер немецкой научной школы резания, использовал в своей статье фотоснимок структуры стружки, полученный Тиме в 1877 году, как один из аргументов в критике патента Карла Саломона (патент № 523594, April 1931, Германия), указывающего на возможность сверхскоростного резания. Можно без всякой натяжки сказать, что работы Тиме, опубликованные в 1870 и 1877 годах стали классическими, а сам Иван Августович заслуженно считается одним из основателей науки о резании материалов.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/26873116.a/0_91a72_a777a654_XL.jpg
Мемориальная доска И.А. Тиме. Скульптор Н.Можаев. Музей Луганского завода

использованы материалы книг Юрия Темника "Столетнее горное гнездо"  и Малышева В.И. "Очерки истории науки о резании материалов"

+1

26

Иван Августович Тиме

(part V)

     Ещё несколько интересных фактов из жизни И.А. Тиме

     В Златоусте с отцом Тиме произошел редкий случай летаргического сна. Заболев холерой, он через некоторое время был признан умершим. Его уже собирались захоронить, но у самой могилы он вдруг сел в открытом гробу  o.O , что, естественно, произвело на присутствовавших потрясающее впечатление

     Иван Тиме, как  сын служащего горного ведомства был зачислен кадетом в Горный институт –первое высшее техническое учебное заведении России

      В 1852 г. трагически погибла мать Тиме  - Александра Адольфовна

      Большое влияние на формирование интересов Ивана Тиме оказал его старший брат Георгий, который был видным учёным-математиком своего времени. В последствии Георгий Августович стал заслуженным профессором, тайным советником, заведующим кафедрой математики в Горном институте

http://img-fotki.yandex.ru/get/4123/26873116.a/0_92216_a33a49be_L.jpg
Тиме Георгий Августович (1831-1910)
Выдающийся горный инженер, ученый в области маркшейдерского дела (горной геометрии), математик, профессор Горного института по кафедре математики
.

     Во время своего пребывания за рубежом, Иван Тиме только за 1865 год посетил 45 металлургических и машиностроительных заводов

      В 1867 году Иван Тиме издал книгу «Очерк современного состояния механического дела за границей»

http://img-fotki.yandex.ru/get/4119/26873116.a/0_92217_f2d7c5d1_L.jpg
Титульный лист книги "Очерк современного состояния механического дела за границей", С.-Пб., 1867 г.

     Во многих учебниках по резанию материалов указывается, что Тиме классифицировал стружку по трём видам. Однако в самой книге "Основы машиностроения" сам Тиме говорил всего о двух видах, а третий вид (сливную стружку) относил к разновидности стружки скалывания

    Тиме одним из первых в России доказал преимущество гидравлических турбин по сравнению  с водяными колёсами

     Турбина,  спроектированная Тиме, была представлена на Венской всемирной выставке 1873 года, где была удостоена медали

      В 1874 году выходит капитальный труд «Курс гидравлики», который на протяжении десятилетий был основным пособием для специалистов при расчете гидравлических систем и машин

     Несколько поколений специалистов при разработке проектов машин и механизмов пользовались незаменимым пособием Тиме – «Справочная книга для горных инженеров и техников», вышедшем в 1879 году

http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/26873116.a/0_92215_e17edfb9_L.jpg
Горнозаводская механика: атлас съ 76-ю таблицами чертежей. Томъ I.
Справочная книга для горныхъ инженеровъ и техниковъ по горной части
составленная по поручению Господина Министра
Государственныхъ имуществъ
СПб. Типографiя Императорской Академiи наукъ, 1879

      Совместно с М. Шателеном Тиме руководит проектированием и строительством одной из первых в России линии электропередач, сооруженной в 1903 году

      В 1908 году в честь 50-летнего юбилея инженерной, научно-технической и педагогической деятельности на монетном дворе была отчеканена золотая медаль, на лицевой стороне которой был изображен барельефный портрет Тиме, а на обороте – турбина и центробежный регулятор

http://img-fotki.yandex.ru/get/4129/26873116.a/0_92213_4542e60e_L.jpg

      В 1907 году 90% из общего числа горных инженеров были его учениками

      Важную роль в организации безопасности работ сыграл опубликованный в 1910 году труд учёного «Механическая вентиляция копей и устройство рудничных вентиляционных систем»

      Октябрьская революция застала Тиме в Изюме, в пригород которого он переехал после того, как оставил работу в Горном институте

http://img-fotki.yandex.ru/get/6430/26873116.a/0_9220c_276f6f6d_L.jpg  http://img-fotki.yandex.ru/get/4119/26873116.a/0_9220f_bb93e76b_L.jpg

Иван Тиме с дочерью Варварой и среди родных (пятый слева), г. Изюм (Харьковская обл.), 1910 г.

      В 80-летнем возрасте большевики приглашают Тиме на работу в Петроградский научно-технический отдел ВСНХ

      А. Горький из письма в исполком совета депутатов г. Изюма « Профессор Тиме – один из старейших русских учёных, автор многочисленных сочинений научно-технического характера, педагог, давший государству из своих учеников не одну сотню специалистов по горнозаводскому делу»

     В некоторой литературе встречается написание фамилии "Тимме":
Шухардин С. Иван Августович Тимме. - М-Л: Углетехиздат, 1951. - 74 с. ,
Тимме И. А. - в кн. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. - Техника. - М., 1965. - С. 242-469,

     Английское написание фамилии Тиме это слово "Тime" [taɪm] - время, эпоха

+1

27

Здравствуйте! Я очень рада увидеть на вашем отличном форуме цитаты из книги моего отца - Темника Ю.А. Сейчас мы создаем историко-технический музей, посвященный Луганскому заводу (в г. Луганске). Мемориальная доска И.А. Тиме, фото которой у вас размещено, уже заняла свое почетное место на фасаде нашего музея!

Надеемся, наша экспозиция будет современной и интересной, но создавать ее, честно говоря, не легко.   Нам очень интересен контакт с вами! Нужен креатив и техническая мысль!

Отредактировано Темник Анна (2013-02-21 22:55:00)

+2

28

Ваш отзыв вселяет оптимизм, что наш форум для кого-то всё-таки представляет определённый интерес. Спасибо. Очень жаль, что Вашему отцу не удалось осуществить всё задуманное. При этом то, что он смог собрать и сохранить, заслуживает огромного уважения. В теме "Достопримечательности со всего мира" можно наблюдать, насколько бережно относятся к своей истории в уважающих свою историю странах. К сожалению, у нас всё идёт в обратном направлении: уничтожается то немногое, что ещё осталось. Очень приятно узнать, что всё-таки есть люди, которым не безразлична наша история. Готовы сотрудничать с Вами в любой форме. Креатив и технической мысль - это тот "капитал", которым мы обладаем и готовы вкладывать.
P.S. цитата с нашего форума американского писателя и астронома Карла Сагана
"Вы должны знать прошлое, чтобы понять настоящее"

+1

29

Наум Самойлович Ачеркан

(part I)

http://img-fotki.yandex.ru/get/9312/33511288.0/0_dd8cc_796f99f5_L.jpg

       Ачеркан Наум Самойлович (1892 - 1975) - профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заведующий кафедрой металлорежущих станков.

       Родился в 1892 году. В феврале 1920 г. окончил механическое отделение Петроградского политехнического института (инженер-механик). Работал в Петроградском Совете народного хозяйства (1920—21, инженер), на Гатчинском литейно-механическом заводе (1926—28, главный инженер, затем технический директор), ленинградском заводе "Большевик" (1928—30, начальник Бюро нормализации, старший инженер тракторного цеха, начальник тракторного цеха; после преобразования цеха в независимый завод им. К. Ворошилова — помощник начальника мастерских завода, затем начальник Технического отдела). Один из создателей станка ДИП, токарного станка Т-50 и др

       С 1930 г. на преподавательской работе (Ленинградский индустриальный институт, Артиллерийская академия, Московский станкоинструментальный институт). Доктор технических наук (1943), профессор. Был членом Технического совета Мосгорсовнархоза, членом Научно-технического совета ЭНИМС, сотрудником редколлегий журналов "Станки и инструменты", "Известия вузов. — Машиностроение". С 1934 по 1968 год в Мосстанкине возглавлял основанную им кафедру металлорежущих станков.

      Автор более 150 печатных работ по различным вопросам станкостроения. Наиболее известные из них: "Расчет и конструирование металлорежущих станков"; "Металлорежущие станки". Капитальный труд «Металлорежущие станки» опубликован в шести странах мира. Н.С. Ачеркан был ответственным редактором 10 томов научных трудов Московского станкоинструментального института, выпущенных до Великой Отечественной войны. Н.С. Ачеркан, человек высокой культуры, знал 12 иностранных языков, из них 6 – в совершенстве. Н.С. Ачеркан подготовил 36 докторов и кандидатов наук.

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1943, 1956). В 1945 г. награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957)

http://img-fotki.yandex.ru/get/4903/33511288.0/0_ddb81_f9e307fb_XL.jpg
Некоторые корифеи Станкина. работавшие с его основания:
первый ряд, слева направо: Игнатьев Н.В.. Ачеркан Н.С., Плужников И.О., Шухова, Ширман А.Г., Левина З.И;
второй ряд: Федотелок А.А., Балакшин Б.C., Копыпенко В.П.. Сегал Б И., Мещерин В.Т.. Скуридин М.А., Ермаков В.В.

+1

30

Наум Самойлович Ачеркан

(part II)

    Интересный факт. Дочка Наума Самойловича Наталия Наумовна Ачеркан (родилась 14 декабря 1931 г., умерла 24 ноября 2010 г.) работала
судебно-медицинским экспертом, кандидат медицинских наук. Работала в НИИ Судебной медицины и внештатным редактором в ВИНИТИ. Участвовала в проведении судебно-медицинской экспертизы членов норвежской полярной экспедиции Руаля Амундсена на судне «Мод» вдоль Северного морского пути. Владела восемью европейскими языками. Наталия Наумовна являлась переводчиком нескольких романов "Короля ужасов"   Стивена Эдвина Кинга (Stephen Edwin King) из цикла "Тёмная Башня" (The Dark Tower)

+1



Создать форум бесплатно - Хостинг картинок без регистрации и рекламы