Технология машиностроения - "Мы знаем каждую деталь!"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Технология машиностроения - "Мы знаем каждую деталь!" » Креатив и творчество технологов » Проза машиностроителя - или технология как жизнь


Проза машиностроителя - или технология как жизнь

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Здесь публикуем ссылки и комментарии к произведениям-творениям машиностроителей и о машиностроителях (а не стихо-творениям  :glasses: )

+1

2

Комиссаренко Леонид Ефимович "Начальные обороты"

Читай!!!

Фрагмент:
"Снаряд завершает свою жизнь, вращаясь, но и начинает он её тем же движением, как только заготовка попадает впервые на токарный станок. А всего, пока снаряд изготовят, накручивает он много, больше чем в свой единственный полёт, посему и назвал я так эти заметки о ситуациях, сопровождающих производство и испытания. Пишу для того, чтобы где-то осталось зафиксированным."

:cool:

+1

3

Герасимов Владимир "Мясорубка, любовь моя"

Читай!!!

Фрагмент:
"– «А теперь вопрос к вам – почему французы делают спиральные ребра, а наши
производители нет? Кто-нибудь из вас когда-нибудь видел отечественную мясорубку
со спиральными ребрами на корпусе»? – спросил я с сарказмом в сиплом голосе.
«Спиральные ребра делать труднее, – сказал кто-то. – Придется стержень, формующий
внутреннюю полость в корпусе, вывинчивать, а не просто вынимать... Поэтому
литьевая форма будет сложнее на порядок, не меньше... И износится намного
раньше...» 
Презрительный голос откуда-то сверху громко произнес: «Чего вы хотите, это же –
ширпотреб!.. Гонят ваши производители халтуру подешевле, вот и все»!.. На такую
подставку я не мог не среагировать: «Значит, если бы это изделие делали вы, халтуры
бы не было?..» – «Нет, конечно!..» – последовал высокомерный ответ. Это-то мне и
было нужно. Я быстро нарисовал на доске еще два рисунка"

:cool:

http://uploads.ru/t/P/u/A/PuAdo.jpg

+1

4

Калачев А.Н.  "От неизотермического каландрирования к компьютерно-интегрированному машиностроению"

СМОТРИМ, ЧИТАЕМ!!!

http://uploads.ru/t/5/d/S/5dSFT.jpg
http://uploads.ru/t/w/4/r/w4rYv.jpg

:glasses:  :hobo:

+1

5

Ayv  "Лихорадка в раю"
Сделать можно все
   

На Святой Руси нет невозможности.
Н.С. Лесков

Potential means you haven't done anything yet.
NFL Coach

"Экспериментальная производственная линия, состоявшая из двух станков с ЧПУ и каретки-оператора, предназначенной для доставки по рельсам деталей к этим станкам, должна была управляться от компьютера, который назывался ЭВМ М6000. Каретка эта работала по принципу лифта, только перемещалась горизонтально, а не вертикально. И вместо этажей имела три остановки: около каждого станка и около загрузочного стола. Компьютер должен был заменить оператора, нажимавшего кнопки, управлявшие движением каретки. Первые тесты показали, что электрический сигнал от компьютера во много раз быстрее человеческого пальца. При попытке переместить каретку на одну позицию реле многократно щелкнули, каретка выдвинула обе стальные лапы в проход, ведущий к дверям лаборатории, и быстро двинулась по рельсам, громыхая тянувшимся за ней кабелем.

Инженер Боцман не растерялся у пульта, нажал большую красную кнопку и успел остановить каретку прежде, чем она ударилась в ограждение в конце рельсового пути. Несколько дней после этого на призывы идти тестировать каретку опять Боцман отвечал корректно, но строго: "Не надо этого делать". Нужная задержка все же была подобрана, каретка стала слушаться компьютера и разумно начинала движение всякий раз, как деталь появлялась у станка или на загрузочном столе. Ее действие сняли в документальном фильме, который потом видели в качестве киножурнала перед началом художественных картин в кинотеатрах, хотя во время съемок сотрудники лаборатории допытывались, не для "Фитиля" ли пойдут эти кадры. ЭВМ М6000 уже тогда морально устарела. В качестве консоли ее использовался почтовый телетайп, неторопливо посимвольно печатавший протокольные сообщения. Ректор Соломенцев, приводя в лабораторию гостей, говорил, улыбаясь снисходительно, что-то о допотопной советской технике. И противопоставлял телетайпу басурманский лазерный принтер, умевший в минуту испечатать гору бумаги. Позже подуло другим ветром. В институте в полголоса запели: "Держи меня, Соломенцев, держи". А из уст ректора стали с гордостью вылетать заявления о том, что тут все отечественное.
   
Однажды привели посмотреть на линию какого-то начальника из авиационной промышленности. Может быть, директора самолетного завода. Он произвел впечатление технически очень толкового человека, хотя и был большим начальником. Одобрив в целом опытную конструкцию, он сразу указал на возможные проблемы, которые возникли бы при переносе разработки в промышленные условия. Стали ему отвечать, немного фантазируя, как сделать, чтобы эти проблемы преодолеть, но он не дослушал и сказал с мудрой улыбкой: "Сделать можно все".
Много позже, в раю, открылся истинный смысл этой фразы. Точнее, два ее аспекта. Сделать можно все, но в какие сроки? Какими силами? На какие средства? Поэтому важно то, что уже сделано, а не то, что может быть сделано. Так что и говорить следует только о том, что готово.

   
  Примером такого реального достижения, которым вполне можно было гордиться, являлась разработка кафедры станков. Кафедра получила небольшой робот-манипулятор - механическую руку с несколькими степенями свободы, управляемую аналоговой ЭВМ. Программы для той ЭВМ набирали на пульте с помощью металлических перемычек. Для демонстрации возможностей робота была введена программа, действуя по которой механическая рука брала со стола пол-литровую бутылку и разливала ее содержимое поровну в три стакана. Только первый немного расплескивался из-за резкости движения. Но тут надо быть снисходительным. Что с железяки возьмешь!

+1

6

renc написал(а):

Сделать можно все, но в какие сроки? Какими силами? На какие средства? Поэтому важно то, что уже сделано, а не то, что может быть сделано. Так что и говорить следует только о том, что готово.


ИСТОЧНИК!!!

0

7

Резников А.Н.  "Эскизы прошлого в проекции на настоящее"
   
      Это неспешные размышления мудрого человека, ученого, имеющего привычку анализировать различные явления, не только и не столько о себе, сколько о времени, в которое ему выпало жить. Это взгляд на целое столетие в истории России–СССР–России через призму жизни нескольких поколений и нескольких ветвей одной семьи. «Студенчество тридцатых годов», «В двух шагах от ареста», «Главное в жизни – это делать любимое дело», «Как я отношусь к эмиграции» – даже из названий этих глав (а их более пятидесяти в двух связанных между собою книгах) видно, что автору есть что сказать о самых разных периодах в жизни страны и о самых разных ее проблемах. Книги написаны живым образным языком, с присущим Арону Наумовичу тонким юмором.

«Очерки...» стали для А.Н. Резникова временем «неясных контуров» не только потому, что в них описаны события смутных 90-х, а и потому, что в эти годы профессор Резников начал стремительно терять зрение. Вторая часть мемуаров была продиктована им личному секретарю О.Я. Асановой и отредактиро­вана с ее голоса. Можно только преклониться перед силой духа, ясностью ума и цепкостью памяти этого почти 85-летнего человека!
Воспоминания-размышления А.Н. Резникова заканчиваются словами «...к экзамену на честность и достоинство прожитой жизни должен готовиться каждый из нас – и я, и вы, уважаемый читатель, и все нынешние и будущие поколения нашего рода; готовиться всей своей жизнью, деятельностью, мыслями и поступками».

Фрагмент:

      "Более шестидесяти лет я связан  с учреждениями технического образования – то в качестве студента, то в качестве преподавателя. В течении этих лет по инициативе начальства (наркоматов, комитетов, министерств) неоднократно проводились различные эксперименты над учебными планами, учебным процессом, методикой обучения. В разгар одного из таких экспериментов в 1930 году я поступил … в машиностроительный и конструкторский техникум  при заводе «Свет шахтера». Эксперимент назывался бригадно-лабораторным методом обучения, а коротко – Дальтон-планом*. Как показывает его краткое наименование, метод обучения был, по-видимому, заимствован в одной из англоязычных стран, скорее всего в Америке. Главная идея Дальтон-плана состояла в перенесении центра тяжести обучения на самостоятельную работу студента.

      В связи с этим большинство  лекций были отменены, они были заменены практическими и лабораторными занятиями, а также консультациями преподавателей. В соответствии с перечнем литературы и достаточно большим объемом домашних заданий студент должен был  изучать тот или иной предмет самостоятельно, сдавая многочисленные зачеты. Словом, в оригинале Дальтон-план немного напоминал существующих ныне систему заочного обучения с той только разницей, что посещение практических занятий и консультаций было для студентов обязательным, а лабораторные работы надо было отрабатывать в определенные сроки.

      При перенесении Дальтон-плана на нашу почву были сделаны два на первый взгляд незначительных дополнения.  Во-первых, для самостоятельного обучения студенты были объединены в бригады, в связи с чем  «наш» метод получил наименование бригадно-лабораторного. Во-вторых, была отменена оценка знаний учащихся по пятибалльной системе использовали только два варианта: «удовлетворительно» и неудовлетворительно». Бригады формировали не по желанию студентов, а по алфавитному списку…Отвечал при зачете тот член коллектива, на которого указывал бригадир. Как вы думаете, какова была технология выполнения студентами домашних заданий?  Не сомневаюсь, что ответ вы угадали. Каждое задание делал один человек, а подписывали все. Исполнитель сдавал зачет, а остальные, как говорят о четвёртом игроке в преферансе, «при сем присутствовали и руками размахивали»

Полностью читаем здесь

* Дальтон-план, правильнее Долтон-план (Dalton-Plan), система организации учебно-воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон (Dalton, США, штат Массачусетс), где она впервые была применена. Создательница Д.-п. американская деятельница народного образования Е. Паркхерст проводила опытную работу по этой системе в 1904—20 в различных школах. При организации работы по Д.-п. учащихся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Особое внимание уделялось учёту работы учащихся, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта, уничтожалась классно-урочная система занятий. В 20-е гг. эта система проникла частично в советскую школу в форме т. н. бригадно-лабораторного метода. Постановлением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 практика применения бригадно-лабораторного метода как универсального метода была осуждена.
renc

+1

8

Max Frisch "Homo  Фабер"

   Макс Фриш (нем. Max Frisch; 15 мая 1911, Цюрих — 4 апреля 1991, там же) — швейцарский писатель. Мировую известность Максу Фришу принесли три романа: «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964). Нам интересен роман Homo Фабер. События романа "Homo  Фабер" разворачиваются в 1957 году. Главный герой Вальтер Фабер, пятидесятилетний инженер, швейцарец по происхождению, работает в ЮНЕСКО и занимается налаживанием производственного оборудования в промышленно отсталых странах. Много путешествуя, Вальтер Фабер неожиданно сталкивается с людьми и событиями из своего прошлого. Роман связывает в себе сразу множество тематик, искусно переплетая технический прогресс и высокое искусство, моральные принципы и человеческие убеждения, религию и мифологию, и, конечно же, странную, необъяснимую, всепоглощающую любовь.
    Версию на  языке оригинала (немецкий) можно скачать здесь, а здесь интернет-версия на русском.

      Я объяснил ей, что именно понимает современная наука под термином "информация": наши действия не что иное, как ответы на полученную нами так называемую информацию, вернее, это импульсы, возникающие автоматически, в большинстве случаев помимо нашей воли, рефлексы, которые могут возникать в машине с тем же успехом, что и у человека, если не лучше. Сабет нахмурила брови (как всегда, когда шутка приходилась ей не по вкусу) и рассмеялась.

     Тогда я сослался на книгу Норберта Винера "Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. M.I.T., 1948" ["Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине" (англ.)]. Само собой разумеется, я имел в виду не тех роботов, что рисуют в иллюстрированных журналах, а скоростную счетную машину, именуемую также "электронным мозгом", потому что она состоит из вакуумных электронных ламп, - машину, которая уже сегодня в известном смысле превосходит любой человеческий мозг.

     [fЗа одну минуту она может произвести два миллиона сложений или вычитаний, вычислять интегралы и дифференциалы, а логарифмирует она быстрее, чем человек успевает читать полученный результат; задача, на которую иной математик потратил бы всю свою жизнь, решается машиной за несколько часов, причем решается гораздо более точно, ибо машина не может ничего забыть и всю вновь поступающую информацию охватывает более полно, чем это в состоянии сделать человеческий мозг.

     А главное вот что: машина ничего не переживает, она не знает ни страха, ни надежды, которые только мешают. У нее нет никакой предвзятости по отношению к возможному результату, она работает, руководствуясь чисто логикой; поэтому я утверждаю: робот познает мир точнее, чем мы, он больше нас знает о будущем, ибо высчитывает его, он не рассуждает и не мечтает, а руководствуется полученными данными ("feed back" [обратная связь (англ.)]) и не может ошибиться; робот не нуждается в предчувствиях...Сабет сочла меня чудаком....

   А ее взгляды! Человек, который не посетил Лувра только потому, что искусство его не интересует, - нет, такого не может быть! Сабет считала, что я ее разыгрываю, просто смеюсь над ней. А на самом-то деле смеялся баптист - и надо мной.
- Mister Faber is an engineer [мистер Фабер - инженер (англ.)], - сказал он.

     Меня разозлили, конечно, не его дурацкие шутки над инженерами....Ему нечего сказать, этому баптисту, весь этот треп насчет Лувра только предлог, чтобы хватать девочку за руку, так сказать, по-отечески, - знаем мы эту манеру! - да еще он смеет надо мной подшучивать!
- Go on, - сказал он мне, - go on [продолжайте (англ.)].
Я считаю, что профессия инженера, который господствует над материальным миром, уж во всяком случае - мужская профессия, если вообще не единственная мужская; я обратил их внимание на то, что мы все находимся на теплоходе, а теплоход тоже творение техники...

+1

9

  tay_kuma
tay-kuma.livejournal.com

                    Нас темные, как Батыи,
                    Машины поработили.

                    В судах их клевреты наглые,
                    Из рюмок дуя бензин,
                    Вычисляют: кто это в Англии
                    Вел бунт против машин?
                    Бежим!..

                    А в ночь, поборовши робость,
                    Создателю своему
                    Кибернетический робот:

                    «Отдай,— говорит,— жену!
                    Имею слабость к брюнеткам,— говорит.—
                    Люблю на тридцати оборотах.
                    Лучше по-хорошему уступите!..»

                Андрей Вознесенский.
           Отступления в виде монологов битников.
           Бунт машин, 1967

Питейное дело в 18 веке.

     Практика питейной торговли оставалась прежней. Правда, знаменитый петровский механик Андрей Нартов изобрел первые автоматы для продажи спиртного на одну и пять копеек, и такие "фонтаны" появились в кабаках. Но долго эти новшества не продержались: их портили сами же целовальники, поскольку техника препятствовала махинациям с обмером посетителей.
(И. Курукин, Е. Никулина. Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина. - М.: Мол. гвардия, 2007. - С. 173).

Прочел и подумал, насколько все-таки глубокие корни имеет в России справедливая борьба против автоматизации и механизации.

Справедливая борьба против автоматизации и механизации

Истoрия первая

     Году в 1965-м на Минском моторном заводе появились британские станки Newall для шлифовки коленчатых валов. Станки были сделаны по спецзаказу именно для наших коленвалов и стоили бешеные деньги. Но они того стоили. Станки были великолепны. Огромные как слон, красивые и умные. Работали по полностью автоматическому циклу. Люди приходили на участок и смотрели на них с разинутыми ртами.

      Станок снимал портативным краном коленвал с наклонного стеллажа, аккуратно зацепив его двумя крючками за коренные шейки, потом ставил в центра. Пневматика с шипением закрепляла его. Коленвал начинал вращаться. К первой коренной шейке подходил локатор, определял положение правой и левой границы шейки, потом на нее надвигался огромный, метрового диаметра шлифовальный камень. Одновременно на шейку садилась пневматическая измерительная скоба.

      В процессе шлифовки большой круглый стрелочный индикатор показывал, сколько еще микронов осталось снять для достижения требуемого размера. При подходе к верхней границе поля допуска режим менялся - начиналась доводочная шлифовка. При этом размер уменьшался очень медленно. В этом режиме повышалась чистота поверхности и достигалась точность геометрии. После завершения обработки камень отходил назад.

      Время от времени станок правил его алмазным карандашом. А локатор уже подходил ко второй шейке. Когда все пять коренных шеек были обработаны, вращение останавливалось, кран цеплял крючками вал и переносил его на стеллаж готовых изделий. Станок работал без остановок, обслуживания требовал очень редко. Оператор должен был только заботиться о том, чтобы заготовки выкладывались на входной стеллаж, a готовая продукция забиралась с выходного стеллажа. Шатунные шейки шлифовались на другом таком же станке.

      Простите меня за эти скучные подробности. Лучше было бы показать клип, но у меня его нет. Главное достоинство этих станков заключалось в том, что они обеспечивали необходимую в моторостроении высокую точность, соосность всех шеек и правильную геометрию в массовом производстве. При диаметре коренной шейки 81 мм поле допуска составляло 12 микрон. Кто понимает, оценит. Таких станков в СССР делать не умели. Боюсь, что в постсоветском пространстве их не умеют делать и сегодня.

      Но коварные англичане заложили в эти станки мину замедленного действия. Для обеспечения программы станок должен был работать 20 часов в сутки. Первоначально количество заказанных станков было рассчитано исходя из двухсменной работы, однако потом программа возросла. ММЗ обеспечивал двигателями Минский, Кишиневский, Ташкентский, Онежский тракторные заводы и некоторых других заказчиков. Он выпускал тогда 80 тысяч двигателей в год - 300 в день.

       А теперь представьте реальную ситуацию. Заготовки ковали рядом, на МТЗ. Поломался штамп. Поковки опоздали на 8 часов. Но ведь сначала их надо обточить, закалить, потом сделать черновую шлифовку. На это все нужно время. А конвейер уже стоит. Заставить Newall работать быстрее невозможно.

       На совещании у Главного инженера было принято сразу два решения. Во-первых, срочно организовать новый участок универсальных харьковских круглошлифовальных станков, чтобы в авральных случаях параллельно вести на них чистовую шлифовку коленвалов. Во-вторых, попытаться заставить английские станки работать быстрее.

      Вторую задачу поручили начальнику Отдела механизации и автоматизации (ОМА) С. Конопацкому. Я к этому делу не имел отношения ни с какого боку. Я занимался совершенно другой работой. Но меня от нее оторвали и отправили помогать Конопацкому - переводить английские инструкции.
Сулейман Конопацкий*, крупный мужчина с большой головой и коротко стрижеными светлыми волосами, оказался человеком очень приятным в общении и доброжелателным. Мы сели в отдельной комнате, я положил перед собой текст, а он гидросхемы. Вся автоматика было построена на гидравлике. И хотя я неплохо разбирался в гидравлических следящих приводах и гидроавтоматике, он соображал в пять раз быстрее. Я понял, что такие инженеры, как он, встречаются один на тысячу. Кстати, позже он ушел работать в Академию Наук.

       В общем, он нашел решение, как заставить станки работать быстрее. Нужно было отказаться от последней, доводочной операции. В ущерб качеству, конечно. А для этого пришлось отказаться и от автоматического режима. Поставили пульт с кнопками, и теперь оператор задавал каждую операцию нажатием кнопки. А коленвалы, обработанные вручную на харьковских станках, шли с большими отклонениями от чертежа. Станочники работали в форсированных режимах, от перегрева валы корёжились и потом, уже где-то на колхозных полях, заклинивали.

       Парадокс социалистической системы хозяйства: начальник отдела механизации и автоматизации работает над тем, как испортить импортный автоматический станок.

*Сулейман Конопацкий был родом из тех татар, которые жили в Беларуси еще со времен Великого Княжества Литовского. Кроме него, я был знаком с еще одним белорусским татарином, Борисом Хасановичем Александровичем, потомственным полиграфистом, наборщиком, гравером и художником. Его отец Хасан Александро́вич набирал в партизанском отряде газету "Звязда".

+1

10

tay_kuma

tay-kuma.livejournal.com

Справедливая борьба против автоматизации и механизации

Истoрия вторая

Историю эту мне когда-то рассказал научный сотрудник Института технический кибернетики АН БССР. В 70-е годы прошлого века появилось поветрие - везде разрабатывали и внедряли  АСУ. АСУ фигурировали в планах министерств, министерства обязывали предприятия внедрять АСУ.  АСУ стала не средством, а самоцелью. Большинство АСУ были липовыми и нефункциональными. И вот на Минском тракторном заводе решили внедрить АСУ по оперативному контролю работы кузнечного цеха. Цех был перегружен. Он давал поковки не только для себя, но и для моторного завода, завода шестерен и других заказчиков. Главный бич социалистического производства - неритмичность. Отсюда и низкое качество и, что гораздо хуже, срыв плановых заданий. Был заключен крупный хоздоговор с ИТК АН БССР. Работа шла быстро. На каждый штамп был поставлен простой вибродатчик. Сигнал датчика через формирующий блок шел к ЭВМ. Удар молота - плюс одно изделие. В цехе, кабинетах начальника цеха и главного инженера были смонтированы табло, показывающие оперативную информацию о производстве поковок.

На утреннем совещании главный инженер взглянул на табло и увидел, что по нескольким позициям есть серьезное отставание. Он вставил фитиля начальнику цеха. Тот в свою очередь вздрючил начальника участка и мастера. И уже на следующий день все было исправлено, на табло горели правильные цифры. План выполняется, а иногда и перевыполняеется. Все было бы хорошо, если бы через неделю не вспыхнул скандал в связи с недопоставкой коленвалов моторному заводу. "Кибернетики" тщательно проверили - все работает прекрасно. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Случайно один из наладчиков системы подсмотрел издали, как кузнец подошел к неработающему молоту и стал постукивать ручным молоточком по штампу. Удар - и на табло цифра увеличивается на единичку.

Заказчик потребовал повышения надежности информационной системы. Тогда решили поставить рядом дополнительный термодатчик. Если штамп холодный, то удар по нему не засчитывается. Однако переделка не помогла. Говорят, кузнецы грели датчик горящей спичкой и при этом стучали молотком.

И все же польза от этой информационной системы, как и от прочих АСУ, была. Завод успешно отчитался о внедрении новой техники. Кое-кто получил премию.

+1

11

Пожалуй, вышеприведенный пост достоин комментария.

На каждый штамп был поставлен простой вибродатчик.

. ... и весь цех опутало проводами, которые соединяли эти датчики с центральной ЭВМ. В цеху стало невозможно не то, что работать, но даже войти туда уже было опасно. Кроме того, провода часто попадали в технологическую зону молотов, их перебивала отлетающая окалина, они плавились от высоких температур ковки.

Удар молота - плюс одно изделие.

. Никогда на молоте объёмная штамповка не ведётся за один удар. Но, если даже предположить, что автор перепутал пресс с молотом, то и на прессах штамповка более-менее сложных поковок ведётся в несколько переходов. Так что "один удар - одно изделие" - из области авторского вымысла.

кузнец подошел к неработающему молоту и стал постукивать ручным молоточком по штампу. Удар - и на табло цифра увеличивается на единичку.

. Ничего так, простые вибродатчики с диапазоном чувствительности от постукивания молоточком до удара молотом. Какую же чувствительность в понимании автора должны иметь сложные модели? Кстати

Тогда решили поставить рядом дополнительный термодатчик.

. Зачем же? Проще ведь было вибродатчик откалибровать.
Вывод. Вся история выдумана от начала до конца. Народный технический фольклор...

+2

12

В преддверии 9 Мая, опять тематический пост

Чунихин В.М. «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин...»

     ....Необходимо, наконец, принять во внимание и поставку из Германии крайне необходимого для СССР» невоенного» оборудования, значительно увеличивавшего между тем оборонные возможности советской промышленности.

А. И. Шахурин «Крылья Победы».

      «…Хотя к началу войны почти все заводы были оснащены необходимым станочным парком и оборудованием, но работа эта не была закончена. И наркомат не всегда управлялся с этим огромным делом.
      Станки и оборудование заказывалось и в других странах. В 1939 году были выделены фонды в валюте для закупки импортного оборудования и дано соответствующее задание Наркомату внешней торговли разместить заказы за границей по нашей спецификации с минимальными сроками доставки. Работники Внешторга оперативно закупили многое из того, что мы просили. И это помогло оснастить уникальным оборудованием, которое в нашей стране не производилось, наши заводы, что сыграло свою роль в налаживании массового производства новой авиационной техники.

       Подобные закупки не только станков и оборудования, но и целых специализированных заводов производились и раньше. Если бы мы стали заниматься закупками лишь накануне войны, то многое не удалось бы сделать и авиационная промышленность оказалась бы в сложном положении.
        В это время мы, получали часть оборудования из Германии. Причем перед самым началом войны начались сбои с поставками. Пришлось направить к границе, где шла перегрузка с узкой колеи на широкую, работников наркомата, чтобы они как можно быстрее отгружали поступавшее оборудование…»

       «Как можно быстрее». Эта спешка на самом деле была вызвана тем, что оборудование, которое получали тогда от Германии, имело для нашей промышленности огромное значение, поскольку имело уникальные характеристики.

       Давайте присмотримся к этой материи хотя бы в самых общих чертах.

      В. А. Журавель «Технологии «Третьего рейха» на службе СССР».

      «…Подобное стремление использовать германские высокие технологии было характерно и для других областей советской промышленности. Немецкие разработки применялись в области производства вооружений и боеприпасов, машиностроении и оптики, химии и металлургии.

       Советскими специалистами заказывались десятки и даже сотни самых современных станков. Например, у фирмы «А. Вирт»: многорезцовые станки GSAB-2, предназначенные для черновой обработки снарядов диаметром от 100 до 250 мм; четырехшпиндельные специальные полуавтоматы VGDm-1 и VGDm-2 — для обработки концов мин (расточка, торцевая фрезеровка и нарезка резьбы дна и очка) диаметром 50–80 мм и 80–100 мм соответственно. У фирмы  «Хассе Вреде» были заказаны трехшпиндельные резьбофрезерные станки ADFG‑III, предназначенные для обработки очка и нарезки резьбы в снаряде; станки RD III MS — для расточки изделий от 320 до 500 мм, длина расточки 1000–1200 мм…

       …оборудование, поставляемое Германией в Советский Союз, как правило, отличалось высокой производительностью при максимальном упрощении обслуживания. СССР получал необходимые ему специализированные станки, автоматические, многорезцовые, с инструментом из твердых сплавов, с рациональными приспособлениями и т. д.

       Так, в письме заместителя председателя в/о «Станкоимпорт» наркому внешней торговли А. И. Микояну от 14.05.41 г. отмечалось высокое качество токарных станков фирмы «Берлингер» (скорее всего речь идёт о фирме BEHRINGER - renc), для обработки коленвала, в том числе полуавтоматических, «…по производительности ориентировочно в 2,5 раза выше американских станков «Уикс».

       Применение многорезцовых и многошпиндельных станков резко увеличивало производительность предприятий, т. к. одновременная работа нескольких инструментов позволяет при одной установке изделия выполнять параллельно различные операции, вместо последовательного выполнения их на различных станках. Например, по сравнению с простым сверлильным станком, девятишпиндельный сокращал время обработки картера авиамотора с 42 минут 30 секунд до 3 минут 10 секунд, т. е. в 14 раз.

        Токарная обработка крупных валов, тяжелых орудийных стволов и т. п. обычно требовала длительного времени при необходимости высокой квалификации токаря. Многорезцовые станки в несколько раз сокращали рабочее время на подобных операциях. Например, станок для обточки тяжелых орудийных стволов, работающий девятью резцами на трех каретках, выполнял токарную обработку ствола в течение одного часа.

       В сверловочных операциях крупную экономию рабочего времени давали многошпиндельные станки, просверливающие одновременно несколько отверстий различного диаметра и в разных направлениях. Так, вертикальный многошпиндельный сверлильный станок за 17 минут выполнял те операции, которые выполнялись на двух простых станках в течение одного часа 18 минут. Вертикальный станок, сверлящий одновременно 20 отверстий, за 65 минут выполнял операции, выполнявшиеся на обычных станках за 6 часов 40 минут.

       По данным немецкой статистики, в 1940–1941 годах Германия поставила СССР 6 430 металлорежущих станков на 85,4 миллиона германских марок, а в 1939 году общее число импортированных Советским Союзом из всех стран станков составило 3458 штук.Если учитывать, что в 1940 году СССР произвел 58,4 тыс. штук металлорежущих станков, а также, что подавляющее большинство видов поставленных станков в СССР не производилось, то значение поставок из Германии будет совершенно ясно.

        Использование режущего инструмента из твердых сплавов, патентами на которые обладали в основном германские фирмы, также способствовало повышению производительности станков. Твердые сплавы не только допускают большое увеличение скорости резания металлов, но и требуют менее частой переточки инструмента, уменьшая тем самым простои станка и повышая точность обработки. Благодаря этим сплавам стала возможной обработка резанием таких материалов, как марганцевая сталь, закаленный чугун, стекло, фарфор и др. Твердые сплавы позволяли увеличить скорость резания по сравнению с быстрорежущей сталью по чугуну — в 3–4 раза, по цветным металлам — в десятки раз.

        До 1940 года в СССР Комбинатом твердых сплавов Главредмета производились вольфрамовые и титановольфрамовые сплавы для обработки чугуна и стали. Эти сплавы значительно уступали немецким сплавам видиа (widia). При металлообработке приходилось работать при скоростях резания примерно в два раза меньших, чем со сплавом видиа. Это не давало возможности полностью использовать мощность парка станков и добиться его полной производительности. По сообщению фирмы Крупп,…если раньше на обработку 105 мм корпуса снаряда затрачивалось 220 мин., то сейчас, с применением сплавов видиа, затрата времени составляет только 12 мин…».»…Сплав видиа является лучшим сплавом мира. На сегодня он не имеет конкурентов». Значение спецсплавов для развития экономики хорошо представляли себе и германская, и советская стороны. Так, решение о продаже Советскому Союзу крупповских патентов на изготовление видиа и титанита принималось непосредственно германским правительством, о чем было сообщено лично И. В. Сталину.…

        «Высокие технологии», предоставляемые Германией Советскому Союзу в предвоенный период, являлись по своей сути специфическим товаром. Из «третьего рейха» СССР получил разработанные на основе передовых достижений науки и техники совокупности средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие — современнейшие машины, механизмы и инструменты, навыки и знания. На условиях лицензионных соглашений (а иногда и без таковых) наша страна получила возможность использования изобретений и соответствующей технической документации. Советский Союз получил своевременную техническую помощь и инжиниринговые услуги. Ему поставлялись машины и различное промышленное оборудование. Управленческий состав советской экономики смог познакомиться с менеджментом и особенностями хозяйства Германии.

        Благодаря этому фактору СССР экономил огромные, не подлежащие подсчету средства, на разработку аналогов этих высоких технологий собственными силами. Эти средства представляли собой: время, необходимое для решения поставленных задач, которые уже были решены в Германии; материальные ресурсы, затрачиваемые на содержание научно — технических комплексов, решающих поставленные задачи; интеллектуальный, научно — технический потенциал, людские ресурсы, отвлекаемые на решение проблем, уже решенных в Германии. В результате применения высоких технологий, импортированных из Германии, резко увеличивалась производительность персонала, увеличивался удельный вес продукции на единицу рабочей площади цеха и, следовательно, освобождалось значительное количество людских и временных ресурсов. Например, в советской авиационной промышленности (за счет расширения, интенсификации производства и применения высоких технологий) производительность возросла с 20 устаревших по тактико — техническим характеристикам машин в сутки в 1939–40 годах до 60 боевых самолетов новых конструкций в сутки в июле 1941 года. …»

      Так возможен ли был такой скачок в высоких технологиях, количественный и качественный, если бы Сталин не заключил тогда пакт о ненападении? Очевидно, что нет...

полностью здесь

+2

13

Башинджагян Евгений Артемович "Идея обретает колёса"

...эта книга заключительная часть своеобразной трилогии, посвященной судьбе послевоенного инженерного поколения, связавшего свою жизнь с развитием советской промышленности в 50-80-е годы XX века...Книга посвящена тольятинскому периоду жизни автора, с 1968 по 1972 год, самому трудному, напряженному в создании Волжского автомобильного...

     ....Ещё на начальном этапе работы над проектом в Турине совместно  с итальянцами нашей делегации надо было разработать меры, в определенной степени нейтрализующие однообразие работ, свойственное сборочным операциям на конвейере.
     ФИАТ совершенно правильно предложил прямолинейную организацию движения главного конвейера, избежав петель в его расположении, что при разноцветной окраске движущихся кузовов зрительно утомляет сборщиков. Нам удалось убедить специалистов фирмы удлинить расстояние – зону действия сборщика, существенно уменьшив напряженность его труда.

      Комплекс мер по «очеловечиванию» работы на конвейерах был заботой лаборатории эргономики, созданной в системе технического директора. Ею же была разработана система музыкального сопровождения работы на главном конвейере.

     С началом трудового дня сборщиков встречала мажорная, полная энергии мелодия, зачастую марши или песни. На начальном этапе движения конвейера, когда скорость его не превышала 1,2  - 1,4 метра в минуту, темповые мелодии постепенно сменялись ритмичной популярной музыкой, дающей темп работе по мере врабатываемости сборщиков до проектной скорости конвейера 4,2 метра в минуту.
     К обеденному перерыву скорость замедлялась, соответственно мелодия становилась явно минорной, успокаивающей.  Это уже была, как правило , популярная классика. На обед тратилось не более 20 минут, остальное время уходило на физический – для молодежи и особенно в летнее время – активный отдых. Начало послеобеденной работы проходило по циклу на начало смены.

<....>

      ...Сменный выпуск (впрочем, он и суточный) перевалил за пятьдесят машин, и появились дефекты. Они выявились на испытательных барабанах, в процессе обкатки на треке, совершенно обязательном для всех машин, начиная с первых, сошедших с конвейера.
Большая часть дефектов рождалась тут же, под руками сборщиков, - сказывалась неопрятность, необязательное отношение к требованиям технологического процесса, приводившее к работе кое-как. Сборщик на конвейере считался рабочим низкой квалификации.

       Несмотря на заметное увеличение рабочей зоны каждого сборщика и сравнительно малую скорость конвейера, однообразие движений создавало иллюзию  легкости выполнения сборочных операций и на рабочих местах все чаще можно было видеть новичков в чистых спецовках, не умеющих обращаться с инструментом.
      Их ставили на конвейера едва ли после получасового инструктаже на месте. А здесь ещё «старички», подстёгивающие этим вреднейшим «Давай! Давай!» отстающих, как на чаплинском конвейере в «Новых временах», где действия сборщика сведены к предельному примитиву….

Об авторе
Евгений Артемович Башинджагян (род. 1924) — советский промышленный и государственный деятель. Заместитель Министра автомобильной промышленности СССР. Приказом Министра автомобильной промышленности СССР № 156-к от 7 сентября 1966 года назначен главным инженером строящегося автомобильного завода в г. Тольятти. Затем работал техническим директором АвтоВАЗа.
С конца 1966 по 1968 годы — руководитель делегации советских консультантов на ФИАТе. Непосредственно руководил пуском нулевой очереди завода, освоением первой и второй линий изготовления автомобилей.

+1

14

renc написал(а):

и на рабочих местах все чаще можно было видеть новичков в чистых спецовках, не умеющих обращаться с инструментом.

Студенты .... :dontknow:

0


Вы здесь » Технология машиностроения - "Мы знаем каждую деталь!" » Креатив и творчество технологов » Проза машиностроителя - или технология как жизнь


Создать форум бесплатно - Хостинг картинок без регистрации и рекламы