Технология машиностроения - "Мы знаем каждую деталь!"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Перенос навыков и аналогии

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В какой-то книге по физике я встретил понятие "перенос навыков".

Объяснялось оно на таком примере.

Зачастую случается так, что ученый является прекрасным экспериментатором. У него в лаборатории все четко, аккуратно организовано, оборудование в отличном состоянии, ну е все такое.

А дома у него полный беспорядок, не может ничего найти, "гвоздь забить".

Вот это пример отсутствия переноса навыков, когда в одном случае человек вроде-бы может организоваться, а в другом аналогичном случае - нет.

В практике обучения зачастую приходится искать для студента "понятную" для него аналогию.

Попробуем здесь их вспомнить  :question:  или придумать  :jumping:

0

2

Перенос навыков – положительное влияние ранее сформированного навыка на овладение новым навыком. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым навыком происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим. Механизм переноса заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и вновь осваиваемого навыков. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире перенос. Мера переноса зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действий. Перенос может распространяться также на те ситуации, в которой происходит освоение или применение навыка.

Успешность формирования многих сенсорных, сенсорно-двигательных и двигательных навыков зависит от развития таких ка­честв личности, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук, других частей тела и инструмента в пространстве; точность анализа прилагаемых к чему-либо усилий; развитие способностей коррекции движений в процессе их выпол­нения, развитие глазомера и ощущения временных интервалов (так называемое «чувство времени»), слухового восприятия и т.д. Овладение совокупностью этих компо­нентов выражается общим понятием сенсомоторная культура.

Сенсомоторная культура предполагает нечто большее, чем обычный перенос навыков. Перенос – это более быстрое формиро­вание какого-либо конкретного навыка при наличии у обучающегося другого определенного навыка. Сенсомоторная же культура является общей основой для более быстрого формирования многих навыков.

Явление, противоположное переносу – интерференция навыков, когда наличие какого-то одного или группы навыков препятствуют формированию нового навыка. Интерференция имеет место и особенно ярко проявляется при переучивании. Например, у водителей автомобиля при переходе с правостороннего движения на левостороннее.

Источник: Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умения. – М.: Высш. шк., 1986.
Взято ЗДЕСЬ!
:writing:

0

3

Вот такая иллюстрация сложностей усвоения учебной информации, взятая ЗДЕСЬ

Хорошая иллюстрация - эпизод из книги Ричарда Ф. Фейнмана (лауреат нобелевской премии) «Вы, конечно, шутите, мистер Фейман!»:
«Я обнаружил очень странное явление: я задавал вопрос, и студенты отвечали, не задумываясь. Но когда я задавал вопрос еще раз — на ту же тему и, как мне казалось, тот же самый вопрос, они вообще не могли ответить!
Например, однажды я рассказывал о поляризации света и раздал им всем кусочки поляроида. Поляроид пропускает свет только с определенным направлением поляризации. Поэтому я объяснил, как определить направление поляризации света по тому, темный поляроид или светлый.
Сначала мы взяли две полоски поляроида и вращали их до тех пор, пока они не пропустили максимум света. Теперь мы могли сказать, что две полоски пропускают свет, поляризованный в одном направлении: что пропускает один поляроид, может пройти и через второй. Hо потом я спросил, можно ли, имея всего один кусок поляроида, определить, в каком направлении он поляризует свет. Они совершенно не представляли себе.
Я знал, что это требует известной доли находчивости, поэтому я подсказал: «Посмотрите на залив. Как от него отражается свет?»
Все молчат. Тогда я сказал:
– Вы когда-нибудь слышали об угле Брюстера?
– Да, сэр. Угол Брюстера — это угол, отражаясь под которым от преломляющей среды, свет полностью поляризуется.
– В каком направлении свет поляризуется при отражении?
– Свет поляризуется перпендикулярно плоскости падения, сэр.
Даже теперь я не могу этого понять. Они знали все наизусть. Они знали даже, что тангенс угла Брюстера равен показателю преломления! Я сказал: «Hу?» По-прежнему, ничего. Они только что сказали мне, что свет, отражаясь от преломляющей среды, как, например, воды в заливе, поляризуется. Они даже сказали, в каком направлении он поляризуется. Я сказал: «Посмотрите на залив через поляроид. Теперь поворачивайте поляроид».
– О-о-о, он поляризован! — воскликнули они.
После длительного расследования я, наконец, понял, что студенты все запоминали, но ничего не понимали. Когда они слышали «свет, отраженный от преломляющей среды», они не понимали, что под средой имеется в виду, например, вода. Они не понимали, что «направление распространения света» – это направление, в котором видишь что-то, когда смотришь на него, и т.д. Все только запоминалось, и ничего не переводилось в осмысленные понятия. Так что, если я спрашивал: «Что такое угол Брюстера?», я обращался к компьютеру с правильными ключевыми словами. Hо если я говорил: «Посмотрите на воду», – ничего не срабатывало. У них ничего не было закодировано под этими словами.»

Источник: http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/ … anding.php

0

4

Шутка в темуЗДЕСЬ

У научного сотрудника родились близнецы. Одного он крестил, а другого оставил в качестве контроля.

0



Создать форум бесплатно - Хостинг картинок без регистрации и рекламы